Методический рейтинг

 Организация педагогического мониторинга

Одна из основных задач, стоящих перед администрацией школы, – это оптимизация управления. Это значит обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Существенную роль в решении этой задачи решает педагогический мониторинг. Внедрение мониторинга осуществляется в каждом общеобразовательном учреждении. Однако чрезмерная информация приводит к тому что мы утопаем в ней, не успевая использовать ее в полном объеме из-за дефицита времени. Педагогический мониторинг как динамичная система отслеживания результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б) обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку. Именно мониторинговые исследования:

  • помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;
  • определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;
  • насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.

И если определять цели и задачи мониторинга для всего педагогического коллектива, то прежде всего, надо учитывать его особенности.

Цели:

  • отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
  • определение эффективности управления качеством обучения.

Задачи:

  • непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную информацию о нем;
  • своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
  • предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
  • осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
  • оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.

В оптимизации управления образовательным процессом прежде всего важнейшую роль играют организационно-методические требования к процедуре мониторинга;

  • набор показателей мониторинга должен быть постоянным в течение установленного времени и ограниченным;
  • показатели должны носить оценочный характер;
  • не реже одного раза в год должен корректироваться набор показателей.

Изучение научно-методической литературы (в частности коллег из Ярославля), собственный опыт административной работы убеждает, что для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.

На подготовительном этапе следует:

  • определить объекты мониторинга;
  • установить сроки представления информации;
  • назначить ответственных за сбор информации;
  • разработать единый инструментарий сбора информации;
  • разработать критерии, их показатели, методы и средства мониторинга, сроки представления информации и ответственных.

В ходе практического этапа следует отработать технологию мониторинговых исследований, сбора информации и ее свертывания на различном уровне: от учителя до заведующего кафедрой (МО), от заведующего кафедрой (МО) до заместителя директора по УВР, от классного руководителя до заместителя директора по воспитательной работе, от заместителя директора до директора школы.

Аналитический этап предусматривает обработку полученной информации, ее анализ, систематизацию, что обеспечивает принятие управленческих решений. Это сложный этап требующий слаженной работы всей административной команды вообще и каждого ее члена в отдельности.

Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.

Сбор информации, по результатам которой собравшее ее лицо не может принимать управленческое решение, нецелесообразен.

Мониторинг в образовательном учреждении должен осуществляться в следующих формах:

  1. Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.
  2. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
  • календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
  • этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.

Анкета по компетенциям  педагогических работников

Мониторинг учебного процесса

Организация педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг

Рейтинговая оценка деятельности учителя

Мониторинг профессионального роста педагогических кадров