Университет для родителей

«Правовая ответственность родителей»

Защита прав ребёнка очень актуальна на сегодняшний день. К сожалению, всё чаще защищать ребёнка приходится от его родителей или опекунов.

Для защиты интересов ребёнка в нашем государстве делается многое. Это ратифицирование международных актов, принятие законов о правах ребёнка, внесение статей о защите интересов ребёнка в основные правовые кодексы нашего государства. Этот вопрос стоит на контроле у главы государства. Созданы структуры по контролю и реализации прав ребёнка в Республике Казахстан – это комитеты по защите прав ребёнка, региональные и местные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Поэтому мы посчитали необходимым ознакомить родительскую общественность с некоторыми положениями нормативно-правовых актов о правовой ответственности родителей и лиц их заменяющих. Мы остановимся лишь не нескольких статьях Закона о правах ребёнка в Республике Казахстан от 1.09.2002 года, Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30.01.2001 года, Уголовного кодекса Республики Казахстан по состоянию на 1.08.2005 года.

Ребёнок – лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия).

Законные представители ребёнка – родители, усыновители, опекун, попечитель, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребёнка.

Согласно статьи 12 Закона о правах ребёнка в Республике Казахстан:

«Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полного физического, психического и духовного развития».

Эти условия должны обеспечить ребёнку его родители или лица их заменяющие, организации образования и государство, но в первую очередь эта обязанность родителей, что и закреплено данным законом.

Статья 24 «Обязанности родителей» гласит:

Родители или другие законные представители обязаны создать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребёнка.

Родители обязаны воспитывать ребёнка, осуществлять уход за ним, содержать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жилищем.

Законодательство не только налагает на родителей обязанности, наделяет их правами, но и предусматривает ответственность родителей. Этому посвящена статья 50 Закона о правах ребёнка в Республике Казахстан, в которой говорится, что уклонение от выполнения родительских обязанностей, ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, оставление детей без надзора, жестокое обращение с детьми, влекут за собой лишение родительских прав. В этой же статье предусмотрена ответственность родителей или лиц их заменяющих за использование пособий и иных выплат на детей не по назначению, если это существенно ущемляет интересы ребёнка. в этом случае органы социальной защиты, органы опеки и попечительства, комиссии по защите прав несовершеннолетних или прокурор в интересах ребёнка предъявляют иск о возмещении ему необоснованно израсходованных средств. Взысканные судом средства перечисляются на лицевой счёт ребёнка. Так же необходимо обратить внимание родителей на то, что родители, лишённые прав, не освобождаются от обязанности по уплате алиментов на детей, в отношении которых они лишены родительских прав.

Правовая ответственность родителей и взрослых людей, чьи поступки влияют на качество жизни, здоровье и образование детей, предусмотрена не только Законом о правах ребёнка в Республики Казахстан, но также Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Республики Казахстан.

Так статья 111 Кодекса об административных правонарушениях юридически закрепляет ответственность родителей за невыполнение ими обязанностей по воспитанию детей, так за невыполнение без уважительных причин родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечёт предупреждение или штраф в размере до 5 МРП, если же невыполнение родительских обязанностей стало причиной систематического употребления несовершеннолетним спиртных напитков, наркотических средств или совершения правонарушения или преступления, то на родителей или лиц их заменяющих налагается штраф в размере до 10 МРП.

За доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или лицами их заменяющими предусмотрена ответственность в статье 112, наказанием за данные действия является штраф от 20 до 50 МРП.

Так же хотелось бы напомнить ещё раз об ответственности за продажу алкогольных напитков и табачных изделий несовершеннолетним (статьи 113, 114) санкции за данные правонарушения налагаются следующие – штраф до 10-15 МРП, а за повторное правонарушение штраф может возрасти до 50 МРП (для индивидуальных предпринимателей).

Государственный контроль за соблюдением прав ребёнка и выполнением родителями своих обязанностей получил своё отражение и в Уголовном кодексе Республики Казахстан.

Статья 132. Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

Вовлечение в употребление наркотических веществ, в систематическое употребление спиртных напитков, либо в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством – наказывается привлечением к общественным работам на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.

То же деяние, совершённое родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего – наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые неоднократно либо с применением насилия или угрозой его применения, - наказываются лишением свободы до шести лет.

Статья 136. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Злостное уклонение более трёх месяцев родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, - наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРП или в размере заработной платы за период от двух до пяти месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет…

Статья 137. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником учебного, воспитательного , лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере от 50 до 100 МРП или в размере заработной платы за период от одного месяца или привлечением к общественным работам на срок от 100 до 200 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Дети – наше будущее! И то, как мы воспитаем их, в каких условиях вырастим, будет определять будущее нашей страны, народа и нашу старость. Понимая всю важность этого вопроса, государство стоит на страже интересов ребёнка. Созданы комиссии по защите прав несовершеннолетних, комитеты по защите прав детей. Но усилия государства не должны оставаться односторонними, и каждый родитель, взрослый человек, должен понимать свою ответственность перед государством, обществом и перед самими детьми за их воспитание, условия жизни, соблюдение и гарантию их прав.

 

Десять секретов успешного проведения родительского собрания

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

  1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
  2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
  3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
  5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
  6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
  7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
  8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
  9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
  10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

  1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
  2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
  3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
  5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Программа занятий родительского университета
педагогических знаний.

Содержание

Дата

1.    

Родительская конференция. Анализ  прошедшего учебного года. План работы на следующий учебный год. Совет школы. Планирование работы с родителями.

сентябрь

2.   

Анкетирование. Изучение семьи, в которой воспитывается ребенокКаким вы видите своего ребенка после окончания школы (социальный заказ).

октябрь

3.  

1. Лекция: «Одаренные дети».

2. Итоги 1 четверти (собрание по классам).

ноябрь

4.   

1. Лекция: «Педагогически запущенные дети».

2. Итоги 2 четверти (собрания по классам)

январь

5.  

1. Лекция: «Предупреждение правонарушений».

2. Итоги 3 четверти.

3. Комплектование 10-х классов.

март

6.   

Итоги диагностики.

Анализ.

Планирование.

апрель

 Темы бесед и собраний  для родителей

1-4 классы

  1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.
  2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего на-рода (по национальному воспитанию).
  3. Младший школьный возраст и его особенности.
  4. Хочу и должен  (по профилактике правонарушений).
  5. Как выявлять и развивать способности детей.
  6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.
  7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.
  8. Воспитание характера ребенка в семье.
  9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.
  10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).
  11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании млад-ших школьников).
  12. Новое в системе национального воспитания.
  13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.
  14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физиче-ского воспитания детей.
  15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

5 – 6 классы

  1. Новое в системе национального воспитания.
  2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.
  3. Содержание морально-эстетического воспитания  подростков в семье.
  4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье.
  5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.
  6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся
  7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспита-нии.
  8. Вред алкоголя и курения.

7 – 9 классы

  1. Пример родителей в воспитании детей.
  2. Особенности воспитания подростков в семье.
  3. Половое развитие и методы полового воспитания.
  4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.
  5. Активные формы отдыха в вашей семье.
  6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.
  7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.
  8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.
  9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.
  10. Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.
  11. Изучения корней семейного рода.
  12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

10 – 11 классы

  1. Основные направления воспитания в семье.
  2. Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.
  3. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.