Система работы зам. директора по ВР

В своей профессиональной деятельности заместитель директора по ВР имеет широкий спектр функциональных обязанностей. Условно их можно разделить на три группы:

  1. Административные,
  2. Методические,
  3. Организаторские  

 

Административная функция

 

 

Организаторская функция

 

 

Методическая функция

 

  • образовательную, которая предполагает работу заместителя директора по ВР  по изучению потенциала педагогов, которые занимаются работой с детьми, для определения их возможностей и способностей.
  • развивающую, направленную на изучение перспектив развития каждого ученического коллектива и определение прогноза развития и становления школьного коллектива в целом.
  • воспитательную, состоящую в том, чтобы стимулировать профессиональную деятельность всех участников педагогического процесса.
  • социальную, направленную на то, чтобы система воспитательной работы, созданная коллективом единомышленников, была востребована социумом и отвечала запросам государства и общества.
  • аналитико-рефлексивная деятельность – это работа с документами и материалами, которые демонстрируют качество и результативность воспитательной работы школы.
  • оценочно-результативная деятельность позволяет определить вклад каждого классного руководителя в порученное дело, способствует справедливой оценке вклада как взрослых, так и детей.
  • корректирующая деятельность позволяет определить проблемы в работе и возможные пути организации коррекционной работы как с детьми, так и с коллегами.
  • стимулирующая деятельность позволяет включить моральные и материальные стимулы в работе с педагогами и классными коллективами, по достоинству оценить вклад каждого классного руководителя и воспитателя в сотрудничество и сотворчество с детьми.
  • диагностическую, которая помогает изучать результативность деятельности своих коллег и проводить сравнительный анализ работы классных руководителей не только на внешнем, но и на внутреннем уровне.. (внешний – сравнительный анализ по параллелям, по возрастным проявлениям, внутренний – сравнивается уже достигнутое с прогнозируемым результатом, определяются дальнейшие пути продвижения школьного коллектива в своем развитии).
  • конструктивную, которая предполагает тесное сотрудничество заместителя директора по ВР с классными руководителями для поиска методов и приемов, которые позволят учесть не только возрастные, но и индивидуальные возможности учащихся, позитивные возможности развития каждого детского коллектива.
  • коммуникативную, при помощи, которой заместитель директора по ВР создает такие условие работы всех участников педагогического процесса, которые позволяют педагогам формировать культуру собственной коммуникации. Этому способствуют семинары-тренинги, дискуссии, интерактивные игры
     

 При составлении плана необходимо учитывать следующие направления деятельности:

При планировании ВР необходимо учитывать:

  • результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;
  • воспитательные и организационно-педагогические задачи;
  • материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по ВР;
  • передовой опыт города;
  • возможности и интересы родителей, общественности;
  • воспитательный потенциал социального окружения школы;
  • традиционные праздники учебного года;
  • события, факты, связанные с жизнью страны, города;
  • события, факты, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
  • традиции школы;
  • мероприятия, планируемые детскими организациями города;
  • предложения администрации школы, Совета школы, учителей, учащихся, родителей.

 

 

 

 

О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338

"Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц"

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2013 года № 512.

Должностные обязанности заместителя директора по ВР:

Заместитель директора организации образования по воспитательной работе
(начального, основного среднего и общего среднего)

Должностные обязанности: Обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса, создание программы воспитания учащихся, новые подходы по их реализации. Анализирует проблемы воспитательного процесса, результаты воспитательной работы, состояние и перспективные возможности в области воспитательной работы. Организует текущее и перспективное планирование воспитательной работы. Осуществляет планирование и контроль деятельности старших вожатых, воспитателей групп продленного дня (ГПД), классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла. Координирует работу по разработке необходимой методической документации по воспитательной работе, по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий; осуществляет систематический контроль за качеством содержания и проведения воспитательного процесса, проводимого педагогическими работниками. Осуществляет контроль за индивидуальной воспитательной работой с детьми с девиантным поведением. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, занятых воспитательной работой. Координирует взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений учебного заведения, обеспечивающих воспитательный процесс с представителями общественности и правоохранительных органов, родителями и родительским комитетом организации образования. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся. Обеспечивает безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств. Владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационной компетентностью.

Обеспечивает качественное и своевременное составление, достоверность и сдачу в установленном порядке отчетной документации.

Должен знать: 

  • Конституцию Республики Казахстан, 
  • Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»,
  • Закон РК «Об образовании»,
  • «О языках в Республике Казахстан»,
  • «О правах ребенка в Республике Казахстан»,
  • «О борьбе с коррупцией»,
  • «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»,
  • «О специальных социальных услугах»,
  • «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,
  • «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности»

Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана:

  • "НҰРЛЫ ЖОЛ – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ" (ноябрь 2014 г.)
  • «КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ - 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ" (январь 2014 г.)
  • «СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН-2050»: НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СОСТОЯВШЕГОСЯ ГОСУДАРСТВА» (декабрь 2012 г.)
  • «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ – ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА» (январь 2012 г.)
  • «ПОСТРОИМ БУДУЩЕЕ ВМЕСТЕ» (январь 2011 г.)
  • «НОВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ – НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАЗАХСТАНА» (январь 2010 г.)

и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования, основы педагогики и психологии; государственные общеобязательные стандарты образования, педагогику, педагогическую психологию, достижения педагогической науки и практики, основы экономики, финансово-хозяйственной деятельности, законодательства о труде, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарные правила и нормы.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование или по профилю и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

Дожностные обязанности социального педагога:

Должностные обязанности. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем ребенка, принимает меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав и свобод личности обучающихся, воспитанников, детей. Выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, детьми и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Осуществляет комплекс мер по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся (воспитанников) в организациях образования и по месту жительства, обеспечивающих адаптацию личности к жизни в обществе. Координирует работу по патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, имущественными и неимущественными правами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, инвалидов с детства. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся (воспитанников) во внеурочное время. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Обеспечивает связь между ребенком и государственными, общественными организациями и социальными службами. Взаимодействует с учителями, родителями и иными законными представителями. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных учебных программ в организации образования. Владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационной компетентностью.
Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Законы Республики Казахстан Об образовании»,  «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»,  «О специальных социальных услугах», О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности», «О борьбе с коррупцией», «О языках в Республике Казахстан», и другие нормативные правовые акты по вопросам образования; основы социальной политики; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы валеологии и социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методику воспитательной работы, основные направления развития педагогической науки; анализ и программирование социально-педагогической работы; основы законодательства о труде; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование.
Требования к квалификации:
специалист высшего уровня квалификации без категории: высшее педагогическое образование.

Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
специалист высшего уровня квалификации второй категории:

  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым социальному педагогу высшего уровня квалификации без категории, кроме того: изучать передовой опыт, применять его на практике, иметь навыки анализа учебно-воспитательной работы, принимать участие в работе методических объединений организации образования.

Требования к квалификации: высшее педагогическое образование, стаж работы в должности социального педагога не менее 3 лет;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:

  • должен отвечать требованиям, предъявляемым социальному педагогу высшего уровня квалификации второй категории, кроме того: владеть методами анализа воспитательной работы, уметь руководить творческими семинарами, внедрять передовой опыт.

Требования к квалификации: высшее педагогическое образование, стаж работы в должности социального педагога не менее 4 лет.
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:

  • должен отвечать требованиям, предъявляемым социальному педагогу высшего уровня квалификации первой категории, кроме того: владеть методами опытно-экспериментальной работы, разрабатывать новые социально-педагогические программы, педагогические технологии, вести работу по их апробации; руководить работой творческих групп по разработке актуальных проблем социальной педагогики.

Требования к квалификации: высшее педагогическое образование, стаж работы в должности социального педагога не менее 5 лет.

Дожностные обязанности вожатой:

Должностные обязанности. Способствует развитию деятельности детских общественных организаций, объединений. Помогает детям и подросткам в планировании деятельности их объединений, организаций, способствует обновлению содержания и форм их деятельности. Строит работу с учетом инициативы, возрастных интересов и потребности детей и подростков. Организует коллективно-творческую деятельность. Обеспечивает условия для широкого информирования детей и подростков о действующих организациях, объединениях. Создает благоприятные условия, позволяющие детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Проводит культурно-массовую, патриотическую работу в организации образования, оказывает классным руководителям содействие в организации воспитательной работы, познавательного досуга детей. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся, воспитанников, детей. Организует их отдых в период каникул. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками.
Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских организаций, объединений.
Работает в тесном контакте с органами самоуправления и педагогическим коллективом организации образования, общественными организациями, родителями обучающихся или лицами, их заменяющими. Владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационной компетентностью.
Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании»,  «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О борьбе с коррупцией»,  «О языках в Республике Казахстан», и другие нормативные правовые акты по вопросам образования, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, закономерности и тенденцию развития детского движения, индивидуальные особенности и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, досуговой деятельности, отдыха, развлечений, основы законодательства о труде; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.
Требования к квалификации:

  • специалист высшего уровня квалификации без категории: высшее педагогическое образование;
  • специалист среднего уровня квалификации без категории: техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование.

Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:

специалист высшего уровня квалификации второй категории:

  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатым высшего уровня квалификации без категории; кроме того: уметь самостоятельно организовывать индивидуальную и групповую работу с детьми.

Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности вожатого не менее 3 лет;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:

  • должен отвечать требованиям, предъявляемым вожатым высшего уровня квалификации второй категории; кроме того: владеть организационными формами диагностической работы с детьми, иметь навыки исследовательской работы по проблемам воспитания детей и подростков, владеть методиками анализа проводимых воспитательных мероприятий, использовать передовой педагогической опыт в своей работе.

Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности старшего вожатого не менее 4 лет;
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:

  • должен отвечать требованиям, предъявляемым вожатому высшего уровня квалификации первой категории; кроме того: владеть технологиями анализа организационно-методической деятельности.

Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности вожатого не менее 4 лет;
 старший специалист среднего уровня квалификации второй категории:

  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатому среднего уровня квалификации без категории; кроме того: уметь самостоятельно разрабатывать рекомендации по организации индивидуальной работы с детьми.

Требования к квалификации: техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование и опыт работы в должности вожатого не менее 3 лет;
старший специалист среднего уровня квалификации первой категории:

  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатому среднего уровня квалификации второй категории; кроме того: владеть организационными формами диагностической работы с детьми, иметь навыки исследовательской работы по проблемам воспитания детей и подростков, владеть методиками анализа проводимых воспитательных мероприятий;

Требования к квалификации: техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование и опыт работы в должности вожатого не менее 4 лет;
старший специалист среднего уровня квалификации высшей категории:

  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатому среднего уровня квалификации первой категории, кроме того: владеть методиками анализа организационно-методической деятельности, использовать передовой педагогический опыт в своей работе.

Требования к квалификации: техническое и профессиональное, послесреднее образование по профилю и опыт работы в должности вожатого не менее 5 лет.

Перечень документов, рекомендуемых для оформления деятельности заместителя директора по воспитательной работе (ВР)

 

 

Направление деятельности

 

Содержание

1.

Нормативно-правовые документы

 Международные документы, Законы РК, указы Президента РК, постановления правительства РК, концепции и программы, приказы, постановления коллегии МОН РК, положения, методические рекомендации, региональные положения, программы

2.

Концепция системы ВР или комплексная программа

Комплексные и целевые воспитательные программы и проекты определяют основные направления воспитательной деятельности, определяется конечный результат – образ (модель) выпускника. Программы могут быть разработаны на год или на несколько лет

3.

Планирование ВР

 Перспективный план ВР на год по направлениям (по разделам)

  • Календарный план на четверть, месяц, неделю
  • План физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
  • Программы и расписание работы клубов, кружков, секций
  • План работы и протоколы заседаний МО классных руководителей
  • План ВШК за организацией воспитательного процесса
  • План работы Совета профилактики, совместный план работы с отделениями по делам несовершеннолетних
  • План работы органов самоуправления, общественных организаций, комиссий, штабов

В приложении к годовому плану, исходя из задач деятельности школы, также могут быть планы по различным направлениям воспитания обучающихся и другая планирующая документация в соответствии со спецификой учебного заведения

4.

ВШК за воспитательным процессом

Аналитический материал по итогам ВШК:

  • Анализ посещенных внеклассных мероприятий (3 раза в неделю)
  • Посещение уроков, воспитательное значение урока
  • Информации, справки по итогам проверок воспитательной работы

Направления ВР

5.

Нравственно-правовое воспитание, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

 Комплексная программа школы по нравственно-правовому воспитанию (3–5 лет)

  • Годовой план по нравственно-правовому воспитанию
  • Годовой план по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних (согласованный с ОДН)
  • План месячника гражданского правосознания (январь)
  • Внутришкольные планы по формированию гражданского правосознания
  • Приказ о создании совета профилактики правонарушений
  • Утвержденный список совета профилактики правонарушений
  • Положение о совете профилактики правонарушений
  • Протоколы совета профилактики
  • Объяснительные, докладные, характеристики и другие документы на рассмотрение совета профилактики
  • Годовой график рейдовых мероприятий
  • Журнал регистрации рейдовых мероприятий
  • Информация об учащихся, состоящих на учете ВШК, ОДН, неблагополучных семьях, детях-сиротах, неполных семьях, многодетных семьях
  • Индивидуальные карты на учащихся, состоящих на учете ОДН, ВШК
  • Список общественных воспитателей, дневники индивидуальной работы с учащимися ОДН, ВШК
  • Социальный паспорт неблагополучных семей
  • План работы правового всеобуча
  • Система работы отряда «Юный полицейский» (план работы, список участников отряда, направления работы, разработки мероприятий)

6.

Гражданско-патриотическое воспитание

Документы, регламентирующие работу по гражданско-патриотическому воспитанию:

  • Комплексная программа школы по гражданско-патриотическому воспитанию
  • Годовой план по формированию у учащихся гражданственности и казахстанского патриотизма
  • Планы мероприятий по организации и проведению государственных и национальных праздников
  • Разработки мероприятий к государственным и национальным праздникам

7.

Пропаганда государственных символов

Документы, регламентирующие работу по пропаганде государственных символов:

  • План работы школы по пропаганде государственных символов РК среди учащихся, педагогов, родителей
  • Разработки мероприятий по пропаганде государственных символов

8.

Формирование у учащихся навыков ЗОЖ, ответственного и безопасного поведения

Документы, регламентирующие работу по формированию навыков ЗОЖ:

  • Целевая программа школы по ЗОЖ (3–5 лет)
  • Перспективный план по месячникам ЗОЖ
  • Мониторинговый портфель по вопросам ЗОЖ
  • План работы медработника школы по пропаганде навыков ЗОЖ
  • Документация по профилактике наркомании
  • Документация по профилактике ВИЧ/СПИДа
  • Документация по профилактике туберкулеза
  • Документация по профилактике ОРВИ и гриппа
  • Документация по рациональному питанию
  • Документация по организации наркопоста

9.

Культурно-досуговая деятельность

  •   Общие сведения о количестве учащихся, занимающихся в кружках, секциях и общее количество занимающихся
  • Документация по работе кружков, факультативов, секций (цели и задачи кружка, календарный план с количеством часов и датой проведения, список учащихся)
  • Журнал учета кружковой работы
  • Сведения о занятости учащихся во внешкольных кружках и секциях
  • Сведения о занятости учащихся, состоящих на учете ОДН, ВШК, учащихся «группы риска»

10.

Семейное воспитание

Приказ о создании попечительского совета школы

  • Положение попечительского совета
  • Список состава попечительского совета
  • План работы попечительского совета, протоколы заседаний попечительского совета
  • План работы родительского комитета школы, список состава родительского комитета
  • Протоколы заседаний родительского комитета школы
  • План работы школы с родительской общественностью
  • План работы педагогического всеобуча для родителей
  • План проведения и протоколы общешкольных родительских собраний
  • Протоколы классных родительских собраний
  • Журнал посещений квартир неблагополучных семей, акты ЖБУ
  • Журнал индивидуальных бесед с родителями ЗДВР, психолога, социального педагога, администрации, инспектора ОДН
  • Документация деятельности родительского всеобуча

11.

Школьное самоуправление

Комплексная программа деятельности детского объединения, содружества, организации, совета старшеклассников:

  • План работы детской организации школы
  • Состав совета лидеров детской организации
  • Состав совета старшеклассников школы
  • План работы совета старшеклассников
  • Разработки мероприятий, проводимых детской организацией, советом старшеклассников
  • Другие документы детской организации, совета старшеклассников

12.

Социально-психологическая служба школы

Годовой план психолога школы

  • Годовой план социального педагога школы
  • Диагностические методики, тренинги, анкеты по разным направлениям деятельности психологической службы
  • Текстовый анализ, информации, справки по итогам диагностик
  • Итоги анкетирования уровня тревожности, агрессии
  • План работы по профилактике суицида среди учащихся и родителей
  • Накопительный материал по профилактике аутодеструктивного поведения (суицида) среди несовершеннолетних
  • Выступления на внутришкольных совещаниях, педсоветах и т. д.
  • Документация социального педагога

13.

МО классных руководителей

  • Положение о классном руководителе
  • Положение о МО классных руководителей школы
  • Диагностика классных руководителей, анализ диагностики
  • Накопительный материал по обобщению опыта классных руководителей, выступления на МО, разработки открытых мероприятий

14.

Профилактика религиозного экстремизма

Документы, регламентирующие работу по профилактике религиозного экстремизма:

  • План работы по профилактике религиозного экстремизма, согласованный с управлением внутренней политики города
  • Сведения об учащихся и семьях, посещающих религиозные объединения
  • Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по профилактике религиозного экстремизма

15.

Трудовое и профессиональное воспитание

  •  План работы по профориентации выпускников 9, 11-х классов
  • Сотрудничество с вузами и ссузами города, республики и зарубежья в вопросах профориентации
  • Итоги трудоустройства выпускников 9, 11-х классов за прошлый год
  • Информация о предварительном трудоустройстве выпускников

16.

Папка достижений школы по ВР

  •  Грамоты, благодарственные письма, дипломы
  • Печатная продукция в СМИ, на сайте школы