Совет по профилактике правонарушений

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Их эффективное предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.

Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Однако только  семья  была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности. К сожалению, в настоящее время  налицо кризис семьи. Он характеризуется:

  • ростом количества неполных семей;
  • насилием, алкоголизмом в семье;
  • ухудшением здоровья членов семей;
  • изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщины.

В связи с этим все больше детей оказываются в трудных жизненных ситуациях. 

Организационно-управленческая структура системы профилактической работы в школе- лицее №1

Одно из важнейших мест в этой структуре занимает школьный совет по профилактике

Положение о «Совете по профилактике правонарушений и  защите прав учащихся школы- лицея  № 1 г. Костанай».

1.         Общие положения

1.1.      Совет профилактики объединяет усилия администрации школы, педагогов, родителей или лиц их заменяющих, общественных организаций для обеспечения эффективности процесса профилактики правонарушений.

1.2.      Совет профилактики осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан,  Конвенции ООН «О правах ребенка», Уставом школы, нормативными документами городского,  областного уровней,  приказами директора школы.

Принципы, цели и задачи деятельности Совета профилактики

2.1. Деятельность Совета профилактики основывается на принципах:

  • законности, демократизма и гуманного обращения с  несовершеннолетними;
  • индивидуального подхода к несовершеннолетним и их семьям;
  • соблюдения конфиденциальности полученной информации;
  • обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

2.2. Основными задачами деятельности Совета профилактики являются:

  • мониторинг состояния правонарушений  среди  учащихся;
  • создание системы и организация работы по профилактике правонарушений;
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, совершению ими преступлений, правонарушений, антиобщественных действий;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

Свою деятельность Совет по профилактике правонарушений и отклонений в поведении учащихся (далее «Совет по профилактике») регламентирует следующими документами:

  • Закон Республики Казахстан «Об образовании»;
  • Положение о ГУ «средняя школа № 1 г. Костаная»
  • Типовые правила деятельности организаций образования        /от 11.03.05. № 224 /
  • Устав  школы- лицея  № 1  2014 года.
  • Закон «О правах ребенка» Республики Казахстан

Совет по профилактике является правомочным воспитательно-профилактическим органом при администрации школы, действующим на основании данного Положения от имени  школы-лицея  № 1. Решения , принимаемые Советом по профилактике, имеют силу решения педагогического Совета  школы.

Основные понятия Положения:

В состав Совета входят: директор школы (председатель), социальный педагог (секретарь), заместители директора по учебной и воспитательной работе, психолог школы, классные руководители, председатель общешкольного родительского Совета. На заседания Совета приглашается  школьный инспектор

Заседания Совета проводятся  1  раз в месяц . Возможно внеочередное  заседание Совета (в экстренных случаях). Заседания Совета проводятся по  утвержденному плану работы на год. План работы Совета согласовывается с инспекцией ГДН.

Для рассмотрения материала на Совете классным руководителем подготавливаются:

  • характеристика ученика;
  • акт обследования жилищных условий  ученика;
  • письменное ходатайство с объяснением причин рассмотрения дела и отчет о проведенной работе;
  • обязательное присутствие родителей ученика и других заинтересованных лиц.

4.  На заседаниях Совета по профилактике рассматриваются вопросы:

  • отчеты Совета о проделанной работе;
  • отчеты классных руководителей, социального педагога, психолога школы, заместителей директора по учебной и воспитательной работе по вопросам всеобуча, организации досуга детей, работе с трудными подростками и семьями, стоящими на учете в школе, организация помощи малообеспеченным семьям, отчеты о проведенных рейдах в микрорайоне школы и др;
  • отчеты инспектора ОДН УВД о проводимой совместно со школой работе по профилактике правонарушений , информация о состоянии подростковой преступности в микрорайоне школы, состояние работы с детьми, стоящими на учете в инспекции;
  • рассматриваются вопросы о применении мер воспитательного воздействия к подросткам, совершивших правонарушения, имеющих отклонения в поведении, уклоняющихся от учебы в школе и систематически нарушающих основные положения и правила Устава  школы- лицея  № 1;

Меры воспитательного воздействия, правомочные для применения Советом по профилактике:

  • обсуждение поведения на заседании Совета                            
  • объявление замечания или предупреждения ученику , родителям
  • объявление выговора ученику за недостойное поведение
  • письменное уведомление о поведении ребенка в школе по месту работы родителей
  • постановка на внутришкольный учет как потенциального правонарушителя
  • постановка на учет в ОДН УВД  как злостного нарушителя дисциплины
  • временное отстранение от посещения учебных занятий на определенный срок с обязательной сдачей учебного материала в виде зачетов (в исключительных случаях)
  • принимает решение о направлении материала для рассмотрения его на комиссии при Акимате г. Костаная
  • исключение из школы-лицея  согласно п.20 Устава школы-лицея  (п.54 нормативно-правового акта от 10.07.00. № 708) – за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава .

6. Документация  Совета профилактики

  • Положение о Совете профилактики
  • Приказ школы о создании Совета профилактики (обновляется ежегодно).
  • План работы Совета профилактики на учебный год. В течение учебного года по мере необходимости в план вносятся коррективы.
  • Протоколы заседаний, материалы заседаний: информация о проделанной работе,  характеристика несовершеннолетнего  по  форме, акт ЖБУ, дневники  работы с состоящими на всех видах учета,   неблагополучными семьями, докладные, объяснительные и др.
  • Анализ работы Совета профилактики (2 раза в год).
  • Списки  учащихся, состоящих на различных видах учета  в школе, в ОДН УВД.  Ежегодно списки проверяются, сверяются и обновляются.
  • Уведомления о постановке на учет и снятии с обязательной подписью родителей.
  • Приказ о назначении наставников.
  • Положение о наставничестве.
  • План работы наставника.
  • Положение о постановке  на  внутришкольный профилактический учет

Регламент работы  Совета профилактики

6.1. Совет профилактики собирается 1 раз в месяц /кроме экстренных случаев.

6.2. Заседания Совета профилактики оформляются протоколом, материалы, выносимые на Советы  систематизируются, хранятся 5 лет. 

7. Меры воздействия и порядок их применения

Совет рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей (лиц, их заменяющих) и после всестороннего рассматривания всех обстоятельств дела принимает меры воздействия в отношении несовершеннолетнего:

  • предупредить, установив испытательный срок и возложить контроль на конкретное должностное лицо;
  • направить представление в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при  акимате   города для принятия мер общественного воздействия;
  • поставить на ВШК;
  • взять на особый контроль несовершеннолетнего;
  • разъяснить права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан;
  • направить материал в ОДН УВД г.Костаная для оформления протокола об административном правонарушении или постановке на особый контроль.

В отношении родителей или лиц, их заменяющих:

  • вынести предупреждение;
  • направить материал в ОДН УВД для оформления протокола об административном правонарушении или постановке на особый контроль;
  • разъяснить, что он (она) как законный представитель обязан(а) заниматься воспитанием своего несовершеннолетнего ребенка и нести основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для его физического, психического,  нравственного  и духовного развития;
  • рекомендовать обследовать несовершеннолетнего в психоневрологическом диспансере;
  • направить представление в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при  акиматег.Костаная для принятия мер общественного воздействия;
  • рекомендовать обратиться в ГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата города Костаная» для оформления социального кода, адресной помощи, трудоустройства;
  • взять на особый контроль.

8. Категория лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

8.1. Совет профилактики организует и проводит систему индивидуальных профилактических мероприятий в отношении следующих категорий несовершеннолетних:

  • безнадзорные, беспризорные;
  • склонные к бродяжничеству;
  • состоящие на учете в органах внутренних дел;
  • за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений;
  • нарушающие Устав школы,  Правила поведения в школе;
  • уклоняющиеся от образования.

8.2. Совет профилактики организует и проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей и лиц, их замещающих, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию вышеназванных категорий несовершеннолетних. Подобная работа проводится и в случае их отрицательного влияния на поведение несовершеннолетних или жестокого с ними обращения.

7. Все решения Совета оформляются соответствующим протоколом и доводятся до сведения родителей под роспись. Решения Совета доводятся до сведения учащихся школы.

Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной.  По мнению Ю.А. Клейберга, поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, называется отклоняющимся (девиантным). Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы общества.

Одним из приоритетных направлений концепции «Наша новая школа» является педагогическое сопровождение в воспитательной системе в работе с детьми склонных к девиантному поведению.

Социально-педагогическая служба совместно с классными руководителями в работе с подростками девиантного поведения основывается на индивидуальных возрастных особенностях каждого воспитуемого.

2.1. Направления профилактической работы с учащимися, состоящими на различных видах учета

Профилактическая работа с детьми, состоящими на всех видах учета, и их семьями строится по следующим направлениям:

  1. Ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу.
  2. Организация внеурочной занятости учащихся и их активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни.
  3. Формирование законопослушного поведения и пополнение правовых знаний: проведение профилактических бесед с инспектором ПДН.
  4. Работа с родителями: индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания.
  5. Совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия детей и семей, в которых они проживают: рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях педагогического совета школы, семинарах, совещаниях при директоре.

2.2. Внутришкольное и межведомственное взаимодействие

Для обеспечения качества профилактической работы с учащимися, состоящими на различных видах учета, необходимо выстраивание внутришкольных и межведомственных связей.

В  2014-2015 учебном году Советы проводятся один раз в месяц.

На этих заседаниях рассмотрены вопросы:                            

  • Утверждение годового плана работы  школьного Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Утверждение годового плана работы  школьного  правового всеобуча.
  • Информация  о детях группы риска и стоящих на учете.
  • Подведение итогов месячника по всеобучу и акции «Забота».
  • Диагностика учащихся и их семей на начало учебного года. (информация о создании картотеки по внутришкольному учету, группе риска, выявление семей, оказавшихся в социально-опасном положении
  • Итоги обследования условий жизни опекаемых детей.
  • Итоги успеваемости и поведения  за 1 четверть
  • Отчет классных руководителей о   выполнении плана проведения мероприятий по профилактике вредных привычек, наркомании, курения, употребления алкоголя.
  • Рассмотрение и поведение успеваемости учеников школы по предварительным итогам 2 четверти.
  • Итоги совместных рейдов по микрорайону  инспектора ОДН с представителями Совета  по профилактике  и классными руководителями в семьи детей «группы риска», состоящих на  всех видах учета.
  • Рассмотрение поведения и успеваемости учеников, склонных к прогулам и пропускам занятий.( Итоги успеваемости и поведения за 2 четверть).
  • Проверка дневников учащихся из 9-х классов.
  • Совместная профилактическая работа с межведомственными организациями по профилактике правонарушений и профилактике употребления ПАВ.

Рассмотрены успеваемость и поведение учащихся 30 учащихся.