Совершенствование организации школьного  питания

Совершенствование организации школьного  питания

Программа

«Совершенствование организации школьного  питания»
ГУ «Школа – лицей № 1 отдела образования акимата города Костаная»

 

  1. Содержание программы.

             Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Поэтому по-прежнему остается актуальной проблема обеспечения высокого качества и безопасности питания детей в организациях образования.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» сохранена обязанность образовательного учреждения создавать условия для организации питания обучающихся, предусматривать перерыв достаточной продолжительности (статья 48 Охрана здоровья обучающихся, воспитанников).

Организация школьного питания, обеспечивающая охрану здоровья учащихся, является неотъемлемой частью здоровьесберегающей школьной среды. Культура здорового питания подростков и детей в любом обществе, в любых экономических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Это связано, в первую очередь, с тем, что питание – один из факторов среды обитания, оказывающих непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков. Нарушение качества и организации питания в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, становится причиной обменных нарушений и хронических патологий. Проблема питания требует комплексного, системного подхода и должна решаться в рамках четко определенных задач при поддержке государства. Нормативное обеспечение организации школьного питания осуществляется в соответствии со следующими документами и нормативными актами:

  • Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.)
  • Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» (с изменениями по состоянию на 13.01.2014 г.)
  • Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания» Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан   от 30 декабря 2011 года № 1665
  • Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков» (с изменениями от 20.12.2013 г.) Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1684
  • Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»,

В школе созданы следующие условия по организации питания учащихся.

Для общественного питания образовательного учреждения и для обслуживания учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами оборудована столовая.

Помещения столовой размещаются на первом  этаже основного здания и включают в себя производственные, административно-бытовые помещения и складские помещения для пищевых продуктов. В состав производственных помещений входят кухня,  помещение овощного цеха, раздаточная зона, обеденный зал на 210 посадочных мест.

Во всех производственных цехах установлены раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктах и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдения правил личной гигиены отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

При обеденном зале столовой установлено 8 умывальников, размещенных в обеденном зале. Рядом с умывальниками располагаются электросушилки для рук.

Оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся  предметами производственного окружения, соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами.

Столовая школы обеспечена посудой и приборами.  В столовой используется фарфоровая, фаянсовая и стеклянная посуда (тарелки, блюдца, чашки, стаканы), отвечающие требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд изготовлены из нержавеющей стали.

В столовой разработана нормативно-правовая документация, обеспечивающая деятельность столовой и ее работников: инструкции и рекомендации для сотрудников, технологические карты приготовления блюд, журналы бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, учета температурного режима холодильного оборудования, проведения витаминизации третьих и сладких блюд, журнал регистрации состояния здоровья работников пищеблока.

          Помещения и оборудование столовой соответствуют нормам и требованиям      В число  бесплатно питающихся входят дети из многодетных семей, малоимущих, опекаемые и дети – инвалиды.

Бесплатным питанием охвачены:

  • воспитаники КПП – 1 человек;
  • учащиеся 1 – 4 — х классов — 7 человек;
  • учащиеся 5 – 9 — х классов – 6 человек;
  • учащиеся 10 -11 классов-1 человек.

В столовой школы  также организовано горячее питание за счет родительских денег:

  • учащиеся 1 – 4 — х классов — 597 человека (100%);
  • учащиеся 5 – 9 — х классов – 559 человека (94,5%);
  • учащиеся 10 — 11 классов — 43 человек (64%);

Всего по школе горячим питанием охвачено — 1339 человек (96%). Буфетное

питание 56 – 4%

Всё питание учащихся в школе обеспечивает  ПК «СКАЗКА». Классы посещают столовую организованно в течение 3 — х перемен по графику.

Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед).

Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся организации образования перспективное меню составляется на неделю, в соответствии с рекомендуемой формой составления меню, а также  ежедневное меню, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.

При составлении меню горячего питания также обеспечивается поступление с рационами питания витаминов и минеральных солей в количествах, регламентированных санитарными правилами. Для обеспечения физиологической потребности в витаминах проводится дополнительное обогащение рационов питания микронутриентами, включающими в себя  витамины и минеральные соли. Для этого в меню используются специализированные продукты питания, обогащенные микронутриентами, а также инстантные витаминизированные напитки промышленного выпуска и витаминизация третьих блюд специальными витаминно-минеральными премиксами. За организацией и качеством питания учащихся осуществляется мониторинг и контроль.

 

  1. Цели программы

 

Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного питания, поиск новых форм обслуживания детей, увеличение охвата учащихся горячим питанием. Совершенствование организации питания детей и подростков, улучшение качества питания обучающихся.

  1. Задачи программы

1) создание современной системы обеспечения детей школьного возраста горячим питанием с учетом внедрения новых технологий производства, нацеленных на сохранение и  укрепление здоровья детей;

2)  обеспечение доступности горячего питания для всех школьников;

3)  повышение уровня знаний обучающихся, педагогов и родителей в вопросах здорового питания, популяризация и повышение привлекательности здорового школьного питания

4)  обеспечение высокого качества и безопасности питания детей в школе, в том числе улучшение рационального питания, расширение ассортимента продуктов питания;

5) совершенствование профессионально — кадрового состава работников и оснащение пищеблока технологическим оборудованием.

 

         

 

 

 

  1. Срок реализации

 

2014 – 2015 учебный год

 

Организационный.

 

На данном этапе планируется:

  1. Проведение качественной оценки меню школьных столовых.
  2. Проведение анализа уровня заболеваемости школьников и его связи с качеством питания детей в школе.
  3. Разработка и утверждение в установленном порядке перспективных меню для школьных столовых с учетом возрастных физиологических потребностей детей
  4. Детальный анализ оснащенности пищеблока школьной столовой технологическим и холодильным оборудованием.
  5. Разработка и внедрение мер, направленных на улучшение информированности детей и их родителей в вопросах здорового питания, а также популяризацию здорового питания и здорового образа жизни.
  6. Разработка системы мер, направленных на повышение заинтересованности педагогов и классных руководителей в увеличении охвата учащихся горячим организованным питанием, в том числе за счет средств родителей.

 

Реализация программы.

 

На данном этапе планируется:

  1. Приступить к реализации разработанных на первом этапе Программы комплекса мер, направленных на повышение информированности детей, их родителей и педагогов в вопросах здорового питания, а также популяризацию здорового питания и здорового образа жизни.
  2. Внедрение в школе системы мер направленных на повышение заинтересованности педагогов и классных руководителей в увеличении охвата обучающихся организованным горячим питанием, в том числе за счет средств родителей, а также осуществлять постоянный анализ эффективности принимаемых мер.

 

Заключительный.

 

На этом этапе обобщается накопленный опыт работы школы по данной теме, подготавливается отчет по содержанию, технологиям и результатам работы;

Выявляются  проблемные вопросы и перспективы дальнейшего развития программы.

 

 

 

 

 

  1. Основные направления осуществления мероприятий в течение всего срока реализации программы:

 

  • развитие материально-технической базы школьной столовой и улучшение их санитарного состояния;
  • обеспечение качественного и сбалансированного питания учащихся, в том числе организация щадящего и диетического питания школьников с учётом медицинских рекомендаций по его обеспечению;
  • улучшение профессионального кадрового состава школьной столовой;
  • формирование культуры школьного питания;
  • проведение мониторинга состояния и динамики здоровья детей школьного возраста;
  • осуществление контроля над работой столовой, проведения целевых тематических проверок;
  • проведение уроков здоровья по совершенствованию системы питания обучающихся;
  • комплексное обследование помещений школьной столовой;
  • обновление кухонного инвентаря, кухонной и столовой посуды и приборов;
  • внедрение в меню рациона питания для различных возрастных групп;
  • проведение мероприятий по информированию родителей о результатах реализации программы,
  • формирование культуры школьного питания, просвещение школьников и их родителей по основам правильного питания, воспитания у них культуры питания и ответственности за свое здоровье через организацию классных часов, педсоветов, родительского всеобуча.

 

  1. Оценка эффективности Программы

 

Реализация мероприятий Программы позволит:

— улучшить качество питания школьников за счет его сбалансированности, использования продуктов, обогащенных витаминами, модернизации материально-технической базы  системы школьного питания;

— повысить доступность питания, увеличить охват питания школьников до 100 процентов;

— сформировать у школьников, их родителей и педагогов мнение о важности здорового рационального питания;

— повысить уровень квалификации специалистов, занятых в сфере питания детей школьного возраста;

— развить материально-техническую базу школьного пищеблока в соответствии с современными требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся школы;

— снизить риски заболеваемости детей.

Таким образом, в ходе реализации программы будут решены проблемы, связанные со здоровьем обучающихся, что в конечном итоге позволит повысить качество образования обучающихся школы.

 

 

План мероприятий ГУ «Школы – лицей № 1 отдела образования акимата города Костаная»

по организации питания на 2014-2015 учебный год

 

 

Основные мероприятия Сроки Ответственные
1. Разработка плана мероприятий по охвату горячим питанием учащихся 1 – 11 классов, воспитанников КПП Сентябрь

Апрель

Зам. директора по УР

мед. работник

2. Работа  бракеражной комиссии В течение года Члены комиссии
3. Осуществление контроля за работой столовой Ежедневно Председатель бракеражной комиссии, медработник
4. Организация консультаций для классных руководителей 1-11 классов, КПП:

— «Культура поведения обучающихся во время приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований»;

— «Организация горячего питания – залог сохранения здоровья»

В течение года Медработник
5. Эстетическое оформление зала столовой Октябрь Администрация
6. Разработка новых блюд, их внедрение в систему школьного питания В течение года Директор школы, бракеражная комиссия
7. Проведение тематических часов общения, консультаций: «Правильное питание – залог здоровья» В течение года Классные руководители
8. Анкетирование обучающихся «Школьное питание: качество и разнообразие обедов» Май Ответственный за питание
9. Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания обучающихся. В течение года Администрация

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.