Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 марта 2014 года № 75

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 марта 2014 года № 75

Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования
соответствующих типов

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября
2018 года № 595. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики
Казахстан 31 октября 2018 года № 17657

В соответствии с подпунктом 11-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от
27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:
1) Типовые правила деятельности дошкольных организаций согласно
приложению 1 к настоящему приказу;
2) Типовые правила деятельности организаций среднего образования
(начального, основного среднего и общего среднего) согласно приложению 2 к
настоящему приказу;
3) Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих
образовательные программы технического и профессионального образования
согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих
образовательные программы послесреднего образования согласно приложению
4 к настоящему приказу;
5) Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих
образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования
согласно приложению 5 к настоящему приказу;
6) Типовые правила деятельности специализированных организаций
образования согласно приложению 6 к настоящему приказу;
7) Типовые правила деятельности специальных организаций образования
согласно приложению 7 к настоящему приказу;
8) Типовые правила деятельности организаций образования для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей согласно приложению 8 к
настоящему приказу;
9) Типовые правила деятельности организаций дополнительного
образования для детей согласно приложению 9 к настоящему приказу;
10) Типовые правила деятельности организаций дополнительного
образования для взрослых согласно приложению 10 к настоящему приказу.
2. Департаменту дошкольного и среднего образования Министерства
образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством
Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве
юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации
настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на
казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на
праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации»
для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк
нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства
образования и науки Республики Казахстан после его официального
опубликования;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации
настоящего приказа представление в Департамент юридической службы
Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об
исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего
пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вицеминистра образования и науки Республики Казахстан Суханбердиеву Э. А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных
дней после дня его первого официального опубликования
Министр образования и науки
Республики Казахстан Е. Сагадиев
Приложение 3
к приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 30 октября 2018 года
№ 595
Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные
программы технического и профессионального образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности организаций образования,
реализующих образовательные программы технического и профессионального
образования, (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом
Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее – Закон
«Об образовании») и определяют порядок деятельности организаций
образования, реализующих образовательные программы технического и
профессионального образования (далее – организация ТиПО), независимо от
форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. Техническое и профессиональное образование приобретается в училищах,
колледжах и высших колледжах на базе основного среднего и (или) общего
среднего образования в соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании».
3. Задачами организаций ТиПО являются:
1) создание необходимых условий для получения качественного
образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное
становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей,
достижений науки и практики;
2) обеспечение профессиональной ориентационной работы с обучающимися;
3) развитие систем обучения, обеспечивающих взаимосвязь между
теоретическим обучением, обучением на производстве и потребностями рынка
труда, и помогающих каждому максимально использовать свой личный
потенциал в обществе, основанный на знаниях;
4) внедрение и эффективное использование новых технологий обучения,
способствующих своевременной адаптации профессионального образования к
изменяющимся потребностям общества и рынка труда;
5) интеграция образовательных программ по техническому и
профессиональному образованию и производства.
4. Организации ТиПО осуществляют свою деятельность в соответствии с
Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан,
настоящими Правилами и разработанными на их основе уставами организаций
образования.
5. Организациями ТиПО являются юридические лица, которые реализуют
одну или несколько образовательных программ и обеспечивают образование и
воспитание обучающихся.
Глава 2. Порядок деятельности организаций образования, реализующих образовательные
программы технического и профессионального образования
6. Организации ТиПО самостоятельны в организации учебновоспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, учебно-методической,
финансово-хозяйственной деятельности в пределах, установленных Законом «Об
образовании», настоящими Правилами и уставами организаций образования,
реализующих образовательные программы ТиПО.
7. Организации ТиПО, независимо от ведомственной подчиненности и форм
собственности, реализующие образовательные программы ТиПО, осуществляют
свою деятельность на основании лицензии, выданной в соответствии с
действующим Законом «Об образовании».
8. Основой организации учебно-воспитательного процесса являются
планирование и учет учебно-воспитательной работы, осуществляемой
организацией образования, реализующей образовательные программы ТиПО.
9. Планирование учебно-воспитательной работы обеспечивает
своевременное и качественное выполнение учебных планов и программ в
полном объеме.
Планирование учебно-воспитательной работы в организациях образования,
реализующих образовательные программы технического и профессионального
образования, осуществляется на основе утвержденного графика учебновоспитательного процесса на учебный год и расписания теоретических и
практических занятий.
Учет учебно-воспитательной работы в организациях образования,
реализующих образовательные программы ТиПО, осуществляется путем
ведения бумажных журналов учета теоретического и производственного
обучения и табелей учета выполнения учебных программ в учебных часах.
10. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются
организациями, реализующими образовательные программы ТиПО, на основе
типовых учебных планов и типовых учебных программ, утвержденных
приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября
2017 года № 553 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации
нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16013).
Типовые учебные планы и Типовые учебные программы ТиПО
разрабатываются на основе государственного общеобязательного стандарта
ТиПО.
11. В зависимости от содержания образовательных программ с учетом
потребностей и возможностей личности, создания условий доступности
получения образования в организациях технического и профессионального
образования обучение осуществляется в следующих формах: очное, вечернее,
заочное отделение (кроме отдельных квалификаций специальностей, получение
которых в заочной, вечерней форме не допускается).
12. Порядок приема на обучение в организации образования технического и
профессионального образования устанавливается в соответствии с Типовыми
правилами приема на обучение в организации образования, реализующие
образовательные программы ТиПО, согласно подпункта 11) статьи 5 Закона «Об
образовании».
Прием обучения в организации образования реализующие образовательные
программы технического и профессионального образования по военным
специальностям осуществляет в соответствии с правилами приема на обучение
военных, специальных учебных заведений реализующие образовательные
программы соответствующего уровня.
13. Порядок перевода обучающихся осуществляется в соответствии с
Правилами перевода и восстановления обучающихся по типам организаций
образования, утвержденными приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 19 (зарегистрирован в Реестре
государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10297).
Порядок перевода и восстановления обучающихся по военным
специальностям осуществляет Правилами приема на обучение в военные
учебные заведения, подведомственные Министерству обороны Республики
Казахстан, реализующие образовательные программы соответствующего
уровня, утвержденными приказом Министра обороны Республики Казахстан от
22 января 2016 года № 37 (зарегистрирован в Реестре государственной
регистрации нормативных правовых актов под № 13239).
14. Предоставление академических отпусков обучающимся в организациях
образования, реализующих образовательные программы ТиПО, осуществляется
в соответствии с Правилами предоставления академических отпусков
обучающимися в организациях образования, утвержденными приказом
Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года №
124 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных
правовых актов под № 5192).
15. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация
обучающихся осуществляются в соответствии с Типовыми правилами
проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся, утвержденными приказом Министра образования и
науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (зарегистрирован в
Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №
5191).
16. Языковая политика в организациях образования, реализующих
образовательные программы ТиПО, осуществляется в соответствии с
Конституцией Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан от 11
июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан».
17. В организациях образования, реализующих образовательные программы
ТиПО, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности,
учебный год начинается и заканчивается согласно графику учебного процесса.
Не менее двух раз в течение полного учебного года для обучающихся
устанавливаются каникулы общей продолжительностью не более 11 недель в
год, в том числе в зимний период – не менее 2 недель.
Расписание занятий в организациях, реализующих образовательные
программы технического и профессионального образования, составляется в
соответствии с графиком учебного процесса и рабочими учебными планами.
Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час
продолжительностью 45 минут с перерывом 5 минут, допускаются спаренные
занятия с перерывом 10 минут после 2-х академических часов.
Для питания и активного отдыха обучающихся после 2-х спаренных занятий
предусматривается перерыв длительностью не менее 15 минут.
В организациях образования реализующие образовательные программы
ТиПО по военным специальностям для всех видов аудиторных занятий
устанавливается академический час продолжительностью не менее 40 минут.
18. Организации образования, реализующие образовательные программы
ТиПО, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности,
обеспечивают формирование у обучающихся культуры питания, в том числе
посредством пропаганды сбалансированного здорового питания.
19. Организация учебного процесса по кредитной технологии обучения
осуществляется в соответствии с Правилами организации учебного процесса по
кредитной технологии обучения, утвержденными приказом Министра
образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152
(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных
правовых актов под № 6976).
20. В организациях образования, реализующих образовательные программы
ТиПО, учебные занятия проводятся в виде уроков, лекций, семинаров,
практических занятий, лабораторных, контрольных и самостоятельных работ,
консультаций, бесед, факультативных занятий, курсовых и дипломных проектов
(курсовых и дипломных работ) и практик.
21. Участниками образовательного процесса организаций образования,
реализующих образовательные программы ТиПО, являются обучающиеся,
педагогические работники и законные представители несовершеннолетних
обучающихся.
22. К обучающимся в организациях образования, реализующих
образовательные программы ТиПО, относятся студенты, кадеты, курсанты,
слушатели.
23. К педагогическим работникам в организациях образования, реализующих
образовательные программы ТиПО, относятся лица, занимающиеся
образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием
обучающихся в организациях образования, реализующих образовательные
программы ТиПО.
24. Количество педагогических работников и перечень должностей
педагогических работников в организациях образования, реализующих
образовательные программы ТиПО, определяется на основе типовых штатов
работников государственных организаций образования и перечня должностей
педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных
постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года №
77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций
образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных
к ним лиц».
25. Замещение должностей педагогических работников организаций
образования, реализующих образовательные программы ТиПО, независимо от
форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляется в
порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
26. Для управления учебно-воспитательным процессом в зависимости от
профиля подготовки кадров по специальностям в организациях образования,
реализующих образовательные программы ТиПО, создаются отделения по
группам специальностей (профессий), форме и языкам обучения и другие
структурные подразделения.
27. Руководство отделением осуществляется заведующим, назначаемым
руководителем организации образования, реализующей образовательные
программы ТиПО.
Заведующий отделением обеспечивает:
1) организацию и непосредственное руководство учебной и воспитательной
работой на отделении;
2) выполнение учебных планов и программ;
3) организацию учета успеваемости обучающихся;
4) контроль за дисциплиной обучающихся;
5) контроль за работой обучающихся в период курсового и дипломного
проектирования;
6) участие в работе стипендиальной комиссии (очная форма);
7) учет работы по отделению и представление отчетности.
28. Отделения в организациях образования, реализующих образовательные
программы ТиПО, (очное, заочное, вечернее) создаются при подготовке кадров
по одной или нескольким специальностям.
29. Учебный процесс в организациях образования, реализующих
образовательные программы ТиПО, включает теоретическое обучение в
организациях образования, а также производственное обучение и
профессиональную практику, выполняемые под руководством мастера
производственного обучения, руководителя практики в учебнопроизводственных мастерских, учебных хозяйствах и на учебных полигонах,
под руководством наставника, мастера производственного обучения,
руководителя практики — на базе предприятий (организаций);
Выполнение учебно-производственных работ в соответствии с учебными
программами производственного обучения и профессиональной практики, в том
числе, предусматривает организацию выпуска продукции (товаров, работ и
услуг).
Организации образования, реализующие образовательные программы ТиПО,
реализуют продукцию собственного производства, выпускаемую в учебнопроизводственных мастерских, учебных хозяйствах и на учебных полигонах.
30. Организация и проведение профессиональной практики осуществляются
на основе Правил организации и проведения профессиональной практики и
правил определения предприятий (организаций) в качестве баз практик,
утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан
от 29 января 2016 года № 107 (зарегистрирован в Реестре государственной
регистрации нормативных правовых актов под № 13395).
31. Учебно-производственные мастерские, учебные хозяйства, учебные
полигоны – структурные подразделения организаций профессионального
образования, создаваемые в целях обеспечения реализации содержания рабочих
учебных программ производственного обучения и профессиональной практики в
соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов
образования в зависимости от профиля подготовки кадров по специальностям.
Учебно-производственные мастерские являются учебной и
производственной базой, обеспечивающей:
1) сочетание теоретического обучения с производственным трудом;
2) получение обучающимися профессиональных навыков в соответствии с
рабочими учебными планами и программами;
3) организацию выпуска продукции, изготовление инструментов и
приспособлений для мастерских, наглядных пособий и приборов для кабинетов
и лабораторий, а также ремонт оборудования, машин и механизмов;
4) оказание платных услуг предприятиям, организациям и населению.
В учебных хозяйствах проводятся различные виды сельскохозяйственных
работ по технологии растениеводства и животноводства (на полях и фермах
учебного хозяйства).
На учебных полигонах проводится обучение по вождению автомобилей,
тракторов, различных самоходных машин, обслуживанию и эксплуатации
различного оборудования и механизмов.
32. Перечень, содержание и требования по выполнению учебнопроизводственных работ в учебных мастерских, учебных хозяйствах
определяются непосредственно организацией образования, реализующей
образовательные программы ТиПО, по согласованию с работодателями, для
которых осуществляется подготовка кадров.
33. Управление в организациях образования, реализующих образовательные
программы ТиПО, осуществляется в соответствии с законодательством
Республики Казахстан, настоящими Правилами и уставом учебного заведения.
34. Ответственность руководителя организации образования, реализующей
образовательные программы ТиПО осуществляется в соответствии с
подпунктом 3) статьи 45 Закона «Об образовании».
35. Государственная аттестация организаций образования, реализующих
образовательные программы технического и профессионального образования,
независимо от ведомственной подчиненности проводится один раз в пять лет в
плановом порядке государственными органами управления образованием в
соответствии с их компетенцией.
Для организаций образования, реализующих образовательные программы
технического и профессионального образования, государственная аттестация
осуществляется по специальностям.
Организации образования, прошедшие институциональную и
специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в
реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и
образовательных программ, освобождаются от процедуры государственной
аттестации по аккредитованным образовательным программам
(специальностям) на срок аккредитации, но не более 5 лет.
Государственная аттестация организаций медицинского и
фармацевтического образования осуществляется уполномоченным органом в
области здравоохранения.
Первая государственная аттестация проводится во вновь созданных
организациях образования, реализующих образовательные программы ТиПО, не
позже года первого выпуска специалистов.
36. Педагогические работники организаций образования, реализующих
образовательные программы ТиПО, проходят ежегодно медицинские
обследования в соответствии с приказом Министра национальной экономики
Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128 «Об утверждении Правил
проведения обязательных медицинских осмотров» (зарегистрирован в Реестре
государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10634).
37. В ТиПО создаются коллегиальные органы управления. Формами
коллегиального управления ТИПО являются педагогический, учебнометодический, попечительские советы.
38. Наличие фонда библиотеки формируется по отношению к контингенту
обучающихся на полный период обучения в соответствии с типовыми учебными
планами, образовательными программами ТиПО.
39. В зависимости от содержания образовательных программ с учетом
потребностей и возможностей личности, создания условий доступности
получения образования в организациях образования, реализующих
образовательные программы ТиПО, обучение осуществляется в форме очного,
вечернего, заочного, экстерната и дистанционной форме обучения для лиц
(детей) с особыми образовательными потребностями.
40. Организации образования, реализующие образовательные программы
ТиПО обеспечивают автоматизированный обмен информацией и актуализацию
данных с информационной системой уполномоченного органа в области
образования.
Организации образования, реализующие образовательные программы ТиПО
обеспечивают утверждение регламента информационного взаимодействия с
информационной системой уполномоченного органа в области образования.
41. Организация образования, реализующие образовательные программы
ТиПО присваивают обучающимся рабочие квалификаций, квалификаций
«специалист среднего звена», «прикладной бакалавр».
Приложение 4
к приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 30 октября 2018 года
№ 595
Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные
программы послесреднего образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности организаций образования,
реализующих образовательные программы послесреднего образования, (далее —
Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27
июля 2007 года «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») и
определяют порядок деятельности организаций образования, реализующих
образовательные программы послесреднего образования (далее – организация
ПО), независимо от форм собственности.
2. Образовательные программы ПО направлены на подготовку прикладных
бакалавров из числа граждан, имеющих среднее образование (общее среднее или
техническое и профессиональное).
3. Задачами организаций ПО являются:
1) создание необходимых условий для получения качественного
образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное
становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей,
достижений науки и практики;
2) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся;
3) развитие систем обучения в течение жизни, обеспечивающих взаимосвязь
между общим обучением, обучением по месту работы и потребностями рынка
труда и помогающих каждому максимально использовать свой личный
потенциал в обществе, основанном на знаниях;
4) формирование у обучающихся культуры питания, в том числе
посредством пропаганды сбалансированного здорового питания.
4. Организации образования, реализующие образовательные программы ПО,
осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики
Казахстан, законами Республики Казахстан, а также настоящими Правилами и
разработанными на их основе уставами организаций образования.
5. Организации образования, реализующие образовательные программы ПО,
независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности,
осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выданной в
соответствии с Законом «Об образовании».
Глава 2. Порядок деятельности организаций образования, реализующих образовательные
программы послесреднего образования
6. Образовательные программы ПО реализуются в колледжах и высших
колледжах.
7. Организации образования, реализующие образовательные программы ПО,
самостоятельны в осуществлении учебного и воспитательного процесса,
подборе и расстановке кадров, учебно-методической, финансово-хозяйственной
и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики
Казахстан, настоящими Правилами и уставами организации ПО.
8. Основой организации учебного и воспитательного процесса являются
планирование и учет учебной, учебно-методической и воспитательной работы,
осуществляемой организацией образования, реализующей образовательные
программы ПО.
9. Планирование учебной и воспитательной работы в организациях
образования, реализующих образовательные программы ПО, осуществляется
путем утверждения графика учебно-воспитательного процесса на учебный год и
расписания теоретических и практических занятий.
График учебно-воспитательного процесса и расписание учебных занятий
утверждаются руководителем организации образования, реализующей
образовательные программы ПО.
Учет учебной и воспитательной работы в организациях образования
осуществляется путем ведения бумажных журналов учета теоретического и
производственного обучения и табелей учета выполнения учебных программ в
учебных часах.
10. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются
организациями образования, реализующими образовательные программы ПО, на
основе соответствующих типовых учебных планов и Типовых учебных
программ и согласовываются с работодателями.
Типовые учебные планы и Типовые учебные программы разрабатываются в
соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта
образования.
11. В зависимости от содержания образовательных программ с учетом
потребностей и возможностей личности, создания условий доступности
получения образования в организациях образования, реализующих
образовательные программы ПО, обучение осуществляется в форме очного,
вечернего, заочного.
12. Порядок приема на обучение в организации ПО устанавливается в
соответствии с Типовыми правилами приема на обучение в организации
образования, реализующие образовательные программы ПО, согласно
подпункту 11) статьи 5 Закона «Об образовании».
13. Порядок перевода обучающихся осуществляется в соответствии с
Правилами перевода и восстановления обучающихся по типам организаций
образования, утвержденными приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 19 (зарегистрирован в Реестре
государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10297).
14. Предоставление академических отпусков обучающимся в организациях
образования, реализующих образовательные программы ПО, осуществляется в
соответствии с Правилами предоставления академических отпусков
обучающимся в организациях образования, утвержденными приказом Министра
образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 124
(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных
правовых актов под № 5192).
15. Языковая политика в организациях образования, реализующих
образовательные программы ПО, осуществляется в соответствии с
Конституцией Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан от 11
июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан».
16. В организациях образования, реализующих образовательные программы
ПО, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности,
учебный год начинается и заканчивается согласно графику учебного процесса.
Не менее двух раз в течение полного учебного года для обучающихся
устанавливаются каникулы общей продолжительностью не более 11 недель в
год, в том числе в зимний период – не менее 2 недель.
Расписание занятий в организациях образования, реализующих
образовательные программы ПО, составляется в соответствии с графиком
учебного процесса и учебными планами.
Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час
продолжительностью 45 минут с перерывом 5 минут, допускаются спаренные
занятия с перерывом 10 минут.
17. Организация учебного процесса по кредитной технологии обучения
осуществляется в соответствии с Правилами организации учебного процесса по
кредитной технологии обучения, утвержденными приказом Министра
образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152
(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных
правовых актов под № 6976).
18. В организациях образования, реализующих образовательные программы
ПО, учебные занятия проводятся в виде уроков, лекций, семинаров,
практических занятий, лабораторных, контрольных и самостоятельных работ,
консультаций, бесед, факультативных занятий, курсовых и дипломных
проектов, работ и других форм учебных занятий.
19. Участниками образовательного процесса организаций образования,
реализующих образовательные программы ПО, являются обучающиеся и
родители, и иные законные представители несовершеннолетних обучающихся,
педагогические работники.
20. К обучающимся в организациях образования, реализующих
образовательные программы ПО, относятся студенты, курсанты, слушатели.
21. К педагогическим работникам в организациях образования, реализующих
образовательные программы ПО, относятся лица, занимающиеся
образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием
обучающихся в организациях образования, реализующих образовательные
программы ПО.
22. Количество педагогических работников и перечень должностей
педагогических работников в организациях образования, реализующих
образовательные программы ПО, определяются на основе типовых штатов
работников государственных организаций образования и перечня должностей
педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных
постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года №
77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций
образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных
к ним лиц».
23. Замещение должностей педагогических работников организаций
образования, реализующих образовательные программы ПО, независимо от
форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляется в
порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
24. Для управления учебно-воспитательным процессом в зависимости от
профиля подготовки кадров по специальностям в организациях образования,
реализующих образовательные программы ПО, при необходимости за ее
пределами создаются отделения по группам специальностей (профессий) и
другие структурные подразделения.
Отделения (очное, заочное, вечернее) создаются при подготовке кадров по
одной или нескольким родственным специальностям и профессиям.
25. Руководство отделением осуществляется заведующим, назначаемым
руководителем организации образования, реализующей образовательные
программы ПО.
Заведующий отделением обеспечивает:
1) организацию и непосредственное руководство учебной и воспитательной
работой на отделении;
2) выполнение учебных планов и программ;
3) организацию учета успеваемости обучающихся;
4) контроль за дисциплиной обучающихся;
5) контроль за работой обучающихся в период курсового и дипломного
проектирования;
6) участие в работе стипендиальной комиссии (очная форма);
7) учет работы по отделению и представление отчетности.
26. Отделения в организациях образования, реализующих образовательные
программы ПО, (очное, заочное, вечернее) создаются при подготовке кадров по
одной или нескольким специальностям.
27. Для проведения профессиональной практики организации образования,
реализующие образовательные программы ПО, на договорной основе (кроме
организации образования Министерства обороны Республики Казахстан)
определяют предприятия (организации) в качестве баз практик, утверждают
согласованные с ними рабочие учебные программы и календарные графики
прохождения профессиональной практики.
28. Учебно-производственные мастерские, учебные хозяйства, учебные
полигоны – структурные подразделения организаций профессионального
образования, создаваемые в целях обеспечения реализации содержания рабочих
учебных программ производственного обучения и профессиональной практики в
соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов
образования в зависимости от профиля подготовки кадров по специальностям.
Учебные производственные мастерские являются учебной и
производственной базой, обеспечивающей:
1) сочетание теоретического обучения с производственным трудом;
2) получение обучающимися профессиональных навыков в соответствии с
учебными планами и программами;
3) организацию выпуска продукции, изготовление инструментов и
приспособлений для мастерских, наглядных пособий и приборов для кабинетов
и лабораторий, а также ремонт оборудования, машин и механизмов;
4) оказание платных услуг предприятиям, организациям и населению.
В учебных хозяйствах проводятся различные виды лабораторнопрактических занятий и сельскохозяйственных работ по технологии
растениеводства и животноводства (на полях и фермах учебного хозяйства).
На учебных полигонах проводится обучение по вождению автомобилей,
тракторов, различных самоходных машин, обслуживанию и эксплуатации
различного оборудования и механизмов.
29. Перечень, содержание и требования по выполнению учебнопроизводственных работ в учебных мастерских, учебных хозяйствах
определяются непосредственно организацией образования, реализующей
образовательные программы ПО, по согласованию с работодателями, для
которых осуществляется подготовка кадров.
30. Профессиональная практика и производственное обучение обучающихся
осуществляются в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на
полигонах, в учебных хозяйствах организаций образования, а также
непосредственно на производстве и в организациях соответствующего профиля.
31. Управление в организациях образования, реализующих образовательные
программы ПО, осуществляется в соответствии с законодательством Республики
Казахстан, настоящими Правилами и уставом учебного заведения на принципах
единоначалия и коллегиальности.
32. Ответственность руководителя организации образования, реализующей
образовательные программы ПО осуществляется в соответствии с подпунктом
3) статьи 45 Законом «Об образовании».
33. Руководитель организации образования, реализующей образовательные
программы ПО, назначается и освобождается от должности в порядке,
подпунктом 3) статьи 44 Законом «Об образовании».
34. Педагогические работники организации образования, реализующей
образовательные программы ПО, проходят ежегодно медицинские обследования
в порядке, в соответствии с приказом Министра национальной экономики
Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128 «Об утверждении Правил
проведения обязательных медицинских осмотров» (зарегистрирован в Реестре
государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10634).
35. Формами коллегиального управления организацией образования,
реализующей образовательные программы ПО, являются педагогический,
учебно-методический, попечительские советы.
36. Государственная аттестация организаций образования, реализующих
образовательные программы ПО, независимо от ведомственной подчиненности
проводится один раз в пять лет в плановом порядке государственными органами
управления образованием в соответствии с их компетенцией.
Для организаций образования, реализующих образовательные программы
ПО, государственная аттестация осуществляется по специальностям.
Организации образования, реализующие образовательные программы ПО,
прошедшие институциональную и специализированную аккредитацию в
аккредитационных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов,
аккредитованных организаций образования и образовательных программ,
освобождаются от процедуры государственной аттестации по аккредитованным
образовательным программам (специальностям) на срок аккредитации, но не
более 5 лет.
Первая государственная аттестация проводится во вновь созданных
организациях образования, реализующих образовательные программы ПО, не
позже года первого выпуска специалистов.
37. Наличие фонда библиотек формируется по отношению к контингенту
обучающихся на полный период обучения в соответствии с типовыми учебными
планами, образовательными программами ПО.
38. Организации образования, реализующие образовательные программы ПО
обеспечивают автоматизированный обмен информацией и актуализацию данных
с информационной системой уполномоченного органа в области образования.
Организации образования, реализующие образовательные программы ПО
обеспечивают утверждение регламента информационного взаимодействия с
информационной системой уполномоченного органа в области образования.
Приложение 5
к приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 30 октября 2018 года
№ 595
Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные
программы высшего и (или) послевузовского образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности организаций высшего и (или)
послевузовского образования (далее — Правила) разработаны в соответствии с
подпунктом 11-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года
«Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») и определяют порядок
деятельности организаций образования, реализующих образовательные
программы высшего и (или) послевузовского образования независимо от форм
собственности и ведомственной подчиненности.
2. Высшее и (или) послевузовское образование предоставляется
организациями высшего и (или) послевузовского образования (далее – вуз)
следующих видов: национальные исследовательские университеты,
национальные организации высшего и (или) послевузовского образования,
исследовательские университеты, университеты, академии, институты и
приравненные к ним (консерватория).
3. Задача вуза – подготовка кадров с высшим и послевузовским
образованием путем создания необходимых условий для освоения
образовательных программ, направленных на профессиональное становление и
развитие личности на основе достижений науки и практики.
4. Вузы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией
Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании» от 27
июля 2007 года, «О науке» от 18 февраля 2011 года, «О коммерциализации
научной и (или) научно-технической деятельности» от 31 октября 2015 года и
иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан,
регламентирующими образовательную и научную деятельность, а также
настоящими Правилами и уставом.
Военные, специальные учебные заведения (далее — ВСУЗ) осуществляют
свою деятельность с учетом особенностей нормативных правовых актов,
утверждаемых в соответствии со статьей 5-1 Закона «Об образовании».
Глава 2. Порядок деятельности организаций образования, реализующих образовательные
программы высшего и (или) послевузовского образования
5. Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством
Республики Казахстан, настоящими Правилами и уставом вуза на принципах
единоначалия и коллегиальности.
Управление ВСУЗом осуществляется в соответствии с законодательством
Республики Казахстан, Правилами деятельности ВСУЗ и уставом ВСУЗа.
6. Органами управления в вузах в зависимости от их организационноправовой формы и формы собственности являются наблюдательные советы или
советы директоров, или иные органы управления, создание которых не
противоречит законодательству Республики Казахстан.
Формами коллегиального управления организацией образования являются
совет (ученый совет), попечительский совет, методический (учебнометодический, научно-методический) советы и формы, создание которых не
противоречит законодательству Республики Казахстан.
Деятельность органов управления вузов регламентируется
законодательством Республики Казахстан и внутренними положениями вуза.
7. Вузы разрабатывают свои стратегии развития и (или) программы развития
и (или) планы развития.
8. Непосредственное руководство деятельностью вуза осуществляет ректор
(начальник) вуза, назначаемый (избираемый) на должность и освобождаемый от
должности в соответствии с действующим законодательством Республики
Казахстан.
9. В вузах в организационно-правовой форме государственного предприятия
на праве хозяйственного ведения наблюдательные советы согласовывают
предложения уполномоченного органа соответствующей отрасли по вопросам
назначения ректора вуза и расторжения трудового договора с ним.
10. Назначение проректоров вузов, их количество и должностные
полномочия в зависимости от организационно-правовой формы и формы
собственности вуза определяется с действующим законодательством
Республики Казахстан.
В ВСУЗах начальник имеет заместителей, которые назначаются в
соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в
области обороны и безопасности.
11. Ректор вуза (начальник) без доверенности действует от имени вуза,
представляет его интересы во всех органах, в установленном законодательством
порядке распоряжается имуществом вуза, заключает договоры, выдает
доверенности, открывает банковские счета и совершает иные сделки, издает
приказы и распоряжения, обязательные для всех работников.
12. Ректор вуза (начальник) осуществляет руководство вуза на принципах
коллегиальности, обеспечивает качество подготовки обучающихся, соблюдение
требований государственных общеобязательных стандартов высшего и (или)
послевузовского образования, утвержденных в соответствии с подпунктом 5-1)
статьи 5 Закона «Об образовании», финансовой дисциплины, трудовых прав
работников и обучающихся, предусмотренных условиями договора и иные
полномочия, не противоречащие действующему законодательству.
13. Ректор вуза проходит аттестацию в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан. В ВСУЗах начальник проходит
аттестацию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан
в области обороны и безопасности.
14. Ректор вузов ежегодно отчитываются по стратегическому плану и плану
развития перед органами управления.
Финансовый отчет вуза предварительно согласовывается с органами
управления.
15. Управление персоналом (сотрудниками) вузом осуществляется его
кадровой политикой, которая основывается на принципах развития
человеческих ресурсов, меритократии, включающих рекрутинг, подготовку и
повышение квалификации руководящих кадров, педагогических и научных
работников вуза в порядке, установленном действующим законодательством.
16. Вуз устанавливает требования к кандидатурам работников при приеме на
работу путем определения квалификационных характеристик должностей
работников в соответствии с подунктом 2) пункта 2 статьи 43-1 Закона «Об
образовании».
Вуз обеспечивает чтение лекции преподавателями, имеющими ученую
степень доктора наук и (или) кандидата наук, степень доктора философии (PhD)
и (или) доктора по профилю, ученые звания (ассоциированный профессор
(доцент), профессор), а также с академическими степенями магистра
соответствующих наук и (или) старшими преподавателями.
К чтению лекций и (или) проведению других видов учебных занятий также
привлекаются научные работники, заслуженные деятели культуры, искусства,
спорта, члены творческих союзов или опытные специалисты.
При этом, соответствие базового образования или ученых степеней или
академических степеней профилю преподаваемым дисциплинам не является
обязательным и регулируется вузом.
Руководство дипломными работами (проектами), профессиональными
практиками осуществляют преподаватели, специалисты-практики, имеющие
соответствующее этим видам работ высшее и (или) послевузовское образование.
Руководство магистерскими диссертациями (проектами), докторскими
диссертациями, научными стажировками, исследовательскими практиками
осуществляют преподаватели, имеющие ученую степень доктора наук и (или)
кандидата наук и (или) степень доктора философии (PhD) и доктора по
профилю, ученые звания (ассоциированный профессор (доцент), профессор) и
(или) активно занимающиеся научными исследованиями, и (или) научные
работники, специалисты-практики, имеющие научные публикации,
соответствующие профилю этих видов учебной деятельности обучающегося, за
исключением ВСУЗ.
В ВСУЗах к проведению лекционных занятий, руководству дипломными
работами (проектами), научно-исследовательской работе обучающихся
допускаются специалисты, определенные Квалификационными
характеристиками педагогических должностей и приравненных к ним лиц,
утверждаемыми в соответствии с подпунктом 13) статьи 5-1 Закона «Об
образовании».
17. Вуз разрабатывает и утверждает правила конкурсного замещения
должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников.
Порядок назначения на должности профессорско-преподавательского
состава ВСУЗов определяется в соответствии с подпунктом 14) статьи 5-1
Закона «Об образовании».
18. Вуз формирует и утверждает свою структуру. При этом, структурные
подразделения охватывают направления и виды деятельности вуза.
В вузах, созданных в форме некоммерческого акционерного общества (далее
– НАО), принятие решений о создании и ликвидации академических
структурных подразделений относится к исключительной компетенции совета
директоров.
Структура ВСУЗов определяется в соответствии с подпунктом 3) пункта 2
статьи 22 Закона Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах
Республики Казахстан», подпунктом 3) пункта 16 статьи 4 Положения о
Комитете национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденного
Указом Президента Республики Казахстан, подпунктом 2) пункта 2 статьи 9
Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики
Казахстан», подпунктом 5) статьи 11 Закона Республики Казахстан «О
прокуратуре».
19. Вуз разрабатывает и утверждает положения о структурных
подразделениях.
20. Штатное расписание определяется вузом и ежегодно утверждается его
ректором.
В вузах, созданных в форме НАО, утверждение штатного расписания
относится к исключительной компетенции совета директоров.
В ВСУЗах штатное расписание определяется соответствующим
уполномоченным государственным органом.
21. Нормы учебной нагрузки, формы и размеры оплаты труда работников
определяются вузом.
В ВСУЗах нормы учебной нагрузки, формы и размеры оплаты труда
работников устанавливаются в соответствии с действующим законодательством
в области обороны и безопасности.
22. Образовательная деятельность вуза осуществляется на основе его
академической политики, которая представляет собой систему мер, правил и
процедур по планированию и управлению образовательной деятельностью и
эффективной организации учебного процесса, направленных на реализацию
студентоориентированного обучения и повышение качества образования.
23. Академическая политика разрабатывается на основе действующего
законодательства в области образования с учетом приоритетов и задач, стоящих
перед вузом.
Структура и направления академической политики определяются вузом.
24. Учебный год в вузах начинается с первого сентября и заканчивается
согласно академическому календарю.
Сроки начала и завершения учебного года в ВСУЗах определяются
соответствующими уполномоченными государственными органами.
25. Для осуществления приема обучающихся вуз разрабатывает и
утверждает Правила приема в вузы, разработанных на основе Типовых правил
приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные
программы высшего и послевузовского образования, утвержденных в
соответствии с подпунктом 11) статьи 5 Закона «Об образовании».
Прием обучающихся в ВСУЗы осуществляется в соответствии с Правилами
приема на обучение в военные, специальные учебные заведения, реализующие
образовательные программы соответствующего уровня, утвержденные в
соответствии с подпунктом 9) статьи 5-1 Закона «Об образовании».
Вуз после завершения приема обучающихся и выдачи документов об
образовании выпускникам в течение месяца направляет информацию в
уполномоченный орган в области образования и (или) вносит эти данные в
единую информационную систему образования уполномоченного органа в
области образования.
Вуз обеспечивает функционирование электронной системы по выданным
документам об образовании и создает электронную базу (архив) документов об
образовании, в том числе ранее выданных.
Нормы, указанные в настоящем пункте, не распространяются на организации
образования при Президенте Республики Казахстан.
26. Для эффективной организации учебного процесса, рационального
использования материальных активов и ресурсов, вовлеченных в
образовательную деятельность минимальный контингент обучающихся очной
формы обучения составляет в университетах не менее 3000 человек; в
академиях, институтах и приравненных к ним вузах (консерваториях) – не менее
1000 человек, за исключением ВСУЗов, медицинских вузов, вузов в области
культуры и искусства, а также вузов, где численность обучающихся
определяется государственным образовательным заказом.
27. Размер оплаты за обучение по образовательным программам высшего и
(или) послевузовского образования и форма договора оказания образовательных
услуг утверждаются вузом.
В вузах, созданных в форме НАО, утверждение размер оплаты за обучение
по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования
относится к исключительной компетенции совета директоров.
28. Образовательная деятельность вузов осуществляется в соответствии с
Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения,
утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан
от 20 апреля 2011 года № 152 (зарегистрирован в Реестре государственной
регистрации нормативных правовых актов под № 6976).
Образовательная деятельность ВСУЗов осуществляется в соответствии с
Правилами деятельности военных, специальных учебных заведений,
утвержденных в соответствии с подпунктом 3) статьи 5-1 Закона «Об
образовании».
29. Вуз внедряет новые технологии обучения, в том числе дистанционные
образовательные технологии (далее – ДОТ) в соответствии с Правилами
организации учебного процесса по дистанционным образовательным
технологиям, утвержденными приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 (зарегистрирован в Реестре
государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10768).
30. Вуз определяет нормы времени по видам учебной работы при
планировании и организации учебного процесса, соотношение объема часов
между видами учебной работы, технологии обучения, в том числе с
использованием ДОТ.
31. Все виды письменных работ обучающихся проходят проверку на предмет
плагиата. Правила и порядок проведения проверки на предмет плагиата
определяются вузом.
32. Преподаватель вуза самостоятельно выбирает методы обучения, способы
и формы организации и проведения учебных занятий на основе образовательной
программы и рабочих учебных программ (силлабусов).
33. Вуз разрабатывает и утверждает правила перевода и восстановления
обучающихся в соответствии с нормами настоящих правил.
При этом, перевод и восстановление обучающихся с одной образовательной
программы на другую, с одного вуза в другой осуществляется в период летних и
зимних каникул.
Обучающийся переводится или восстанавливается в любой вуз независимо
от сроков отчисления при восстановлении, за исключением организаций
образования при Президенте Республики Казахстан и ВСУЗов.
Обучающийся вуза переводится или восстанавливается после отчисления,
если ими был полностью завершен первый академический период осваиваемой
программы согласно индивидуальному учебному плану.
Перевод обучающегося с платной основы обучения на обучение по
государственному образовательному заказу осуществляется в порядке,
утвержденным в соответствии с подпунктом 5) статьи 4 Закона «Об
образовании».
Студент, обучающийся по образовательному гранту, по желанию
переводится с сохранением образовательного гранта в другой вуз.
При переводе обучающегося принимающий вуз учитывает направление
подготовки и профиль образовательной программы, а также учебные
достижения обучающегося.
Студенты, поступившие по образовательным грантам, утвержденным для
отдельных вузов, а также на педагогические специальности в пределах
выделенной квоты, переводятся в другой вуз только на платной основе.
Перевод студентов, магистрантов, слушателей резидентуры и докторантов из
других вузов в национальный вуз осуществляется при условии доплаты
обучающимися разницы стоимости образовательного гранта.
Перевод обучающегося с групп образовательных программ высшего
образования, требующих творческой подготовки на другие группы
образовательных программ осуществляется при наличии сертификата единого
национального тестирования с баллом не ниже установленного порогового
балла в соответствии с Типовыми правилами приема на обучение в организации
образования, реализующие образовательные программы высшего и
послевузовского образования, утвержденных в соответствии с подпунктом 11)
статьи 5 Закона «Об образовании».
В ВСУЗах правила перевода и восстановления обучающихся утверждаются
в соответствии с подпунктом 12) статьи 5-1 Закона «Об образовании».
34. Академические отпуска предоставляются обучающимся на основании
заключения врачебно-консультативной комиссии при амбулаторнополиклинической организации продолжительностью сроком от 6 до 12 месяцев
по болезни, повестки о призыве на воинскую службу, рождения, усыновления
(удочерения) ребенка до достижения им возраста трех лет.
Порядок предоставления академических отпусков обучающимся
определяются вузом.
35. Учебно-методическая работа вуза организовывается в соответствии с
Правилами организации и осуществления учебно-методической и научнометодической работы, утвержденными приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 583 (зарегистрирован в Реестре
государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5036).
Учебно-методическая работа ВСУЗа организовывается в соответствии с
Правилами организации и осуществления учебного процесса, учебнометодической и научно-методической деятельности в военных, специальных
учебных заведениях, утвержденными в соответствии с подпунктом 4) статьи 5-1
Закона «Об образовании».
36. В целях повышения качества образовательной деятельности вуз создает
систему внутреннего обеспечения качества, основанную на международных
стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и
послевузовского образования в европейском пространстве высшего образования
(ESG-исиджи), которая включает:
1) политику в области обеспечения качества;
2) разработку и утверждение программ;
3) студентоориентированное обучение, преподавание и оценку;
4) прием обучающихся, успеваемость, признание и сертификацию;
5) преподавательский состав;
6) учебные ресурсы и систему поддержки обучающихся;
7) управление информацией;
8) информирование общественности;
9) постоянный мониторинг и периодическую оценку программ;
10) периодическое внешнее обеспечение качества.
37. Принципом процесса обучения является академическая честность,
реализация которой обеспечивается вузом.
Принципами академической честности являются:
1) добросовестность – это честное, порядочное выполнение обучающимися
оцениваемых и неоцениваемых видов учебных работ;
2) осуществление охраны прав автора и его правопреемников – признание
авторства и охраны произведений, являющихся объектом авторского права,
посредством правильной передачи чужой речи, мыслей и указания источников
информации в оцениваемых работах;
3) открытость – прозрачность, взаимное доверие, открытый обмен
информациями и идеями между обучающимися и преподавателями;
4) уважение прав и свобод, обучающихся – право свободного выражения
мнений и идей;
5) равенство – каждый обучающийся обеспечивает соблюдение правил
академической честности и равную ответственность за их нарушение.
38. Для лиц с особыми образовательными потребностями создаются
специальные условия для обучения.
39. Профессиональная практика является обязательным компонентом
образовательной программы подготовки кадров.
Профессиональная практика подразделяется на учебную, педагогическую,
производственную и преддипломную.
Вуз разрабатывает и утверждает правила организации и проведения
профессиональной практики и правила определения организаций в качестве баз
практик.
Форма договора на проведение профессиональной практики определяется
образовательной программой.
Виды, сроки, объем и содержание профессиональной практики определяются
стандартами, рабочими учебными планами и программами.
В качестве базы для проведения профессиональной практики обучающихся
определяются организации, уставная деятельность которых соответствует
профилю подготовки кадров и требованиям образовательной программы,
имеющие квалифицированные кадры для осуществления руководства
профессиональной практикой и материально-техническую базу.
Порядок разработки и утверждения программы по всем видам
профессиональной практики и стажировки в ВСУЗах определяется Правилами
организации и прохождения профессиональной практики и стажировки
обучающимися военных, специальных учебных заведений, утвержденными в
соответствии с подпунктом 11) статьи 5-1 Закона «Об образовании».
40. Признание результатов обучения, полученных взрослыми через
неформальное образование осуществляется в соответствии с Правилами
признания результатов обучения, полученных взрослыми через неформальное
образование, предоставляемое организациями, внесенными в перечень
признанных организаций, предоставляющих неформальное образование,
утвержденными в соответствии с подпунктом 38-3) статьи 5 Закона «Об
образовании».
41. Для осуществления регистрации обучающихся на учебные дисциплины,
учета освоенных кредитов, организации промежуточной и итоговой аттестации
и ведения всей истории учебных достижений обучающихся в вузах создается
офис Регистратора.
В ВСУЗах для осуществления регистрации на учебные дисциплины, учета
освоенных кредитов, организации промежуточной и итоговой аттестации и
ведения всей истории учебных достижений обучающихся создается
подразделение мониторинга и контроля (оценки) качества образования.
42. Порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся определяются вузом в соответствии с его
академической политикой и установленной балльно-рейтинговой буквенной
системой оценки учета учебных достижений обучающихся с переводом их в
традиционную шкалу оценок и ECTS (иситиэс) согласно приложению 1 к
настоящим Правилам.
Учебные достижения обучающихся по языкам (казахскому, иностранному,
русскому) оцениваются в соответствии с балльно-рейтинговой буквенной
системой оценивания учебных достижений обучающихся по иностранным
языкам в соответствии с уровневой моделью и переводом в ECTS (иситиэс) и
традиционную шкалу согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Уровень и описание владения языка соответствуют общеевропейской
компетенции (далее — ОЕК) владения иностранным языком (А1, А2, В1, В2, С1,
С2).
43. Обучающийся отчисляется из вуза в следующих случаях:
1) за академическую неуспеваемость;
2) за нарушение принципов академической честности;
3) за нарушение Правил внутреннего распорядка и Устава вуза;
4) за нарушение условий договора об оказании образовательных услуг, в том
числе за неоплату стоимости обучения;
5) по собственному желанию.
44. В период промежуточной аттестации обучающегося допускается
пересдача экзамена по учебной дисциплине (модулю) не более двух раз.
В случае получения в третий раз оценки FX или F, соответствующей
эквиваленту оценки «неудовлетворительно», обучающийся отчисляется из вуза
независимо от количества полученных оценок «неудовлетворительно» и теряет
возможность записываться на данную дисциплину повторно.
При этом, обучающийся по желанию переводится в другой вуз и(или) на
другую программу. Обучающийся по желанию переводится на другую
образовательную программу, в которой отсутствует учебная дисциплина, по
которой он уже раз получал оценку «неудовлетворительно», за исключением
цикла общеобразовательных дисциплин.
Обучающемуся, отчисленному из вуза, выписывается транскрипт
подписанный первым руководителем вуза и скрепленный печатью.
В транскрипт обязательно записываются все учебные дисциплины и (или)
модули, которые изучал обучающийся с указанием всех полученных оценок по
итоговому контролю (экзамену), включая оценки FX и F, соответствующие
эквиваленту «неудовлетворительно».
45. Для проведения итоговой аттестации обучающихся вузом создается
аттестационная комиссия по образовательным программам или направлениям
подготовки, порядок работы и состав которой определяется вузом.
В ВСУЗах для проведения итоговой аттестации обучающихся создается
Государственная аттестационная комиссия в соответствии с Правилами
проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся, утвержденными в соответствии с подпунктом 5)
статьи 5-1 Закона «Об образовании».
46. В компетенцию аттестационной комиссии входят:
1) проверка уровня соответствия теоретической и практической подготовки
выпускаемых кадров, установленным требованиям образовательных программ;
2) присуждение выпускнику степени бакалавра, магистра по
соответствующей образовательной программе;
3) разработка предложений, направленных на дальнейшее улучшение
качества подготовки кадров.
47. Повторная сдача комплексного экзамена или защита дипломной работы
(проекта), магистерской диссертации (проекта) с целью повышения
положительной оценки не допускается.
48. Пересдача комплексного экзамена, а также повторная защита дипломной
работы (проекта), магистерской диссертации лицам, получившим оценку
«неудовлетворительно», в данный период итоговой аттестации не разрешается.
49. Обучающийся, получивший по итоговой аттестации оценку
«неудовлетворительно» отчисляется из вуза приказом первого руководителя как
«не выполнивший требования образовательной программы» и «не защитивший
дипломную работу (проект), или магистерскую диссертацию (проект)» или «не
сдавший комплексный экзамен».
В ВСУЗах обучающийся, получивший по итоговой аттестации оценку
«неудовлетворительно» отчисляется из вуза как «не выполнивший требования
образовательной программы» и «не защитивший дипломную работу (проект),
или магистерскую диссертацию (проект)» или «не сдавший комплексный
экзамен» в соответствии с Законами Республики Казахстан «О воинской службе
и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года, «О специальных
государственных органах Республики Казахстан» от 13 февраля 2012 года, «Об
органах внутренних дел Республики Казахстан» от 23 апреля 2014 года.
50. Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию и подтвердившему
освоение образовательной программы высшего и (или) послевузовского
образования, решением аттестационной комиссии присуждается степень
«бакалавр» или «магистр» или присваивается квалификация по соответствующей
образовательной программе и выдается на бесплатной основе диплом с
приложением в течение пяти дней со дня издания приказа о выпуске.
В приложении к диплому (транскрипте) указываются последние оценки по
балльно-рейтинговой буквенной системе оценок по всем учебным дисциплинам,
сданным курсовым работам (проектам), научно-исследовательским или
экспериментально-исследовательским работам, видам профессиональных
практик, итоговой аттестации с указанием их объема в академических кредитах
и часах.
51. Вуз утверждает формы и требования к заполнению документов об
образовании собственного образца.
В вузах, созданных в форме НАО, утверждение формы и требования к
заполнению документов об образовании собственного образца относится к
исключительной компетенции совета директоров.
52. Обучающемуся по образовательной программе высшего образования
сдавшему экзамены с оценками А, А- «отлично», В-, В, В+, С+ «хорошо» и
имеющему средний балл успеваемости (GPA) не ниже 3,5, а также сдавшему
комплексный экзамен или защитившему дипломную работу (проект) с оценками
А, А- «отлично», выдается диплом с отличием (без учета оценок по
дополнительным видам обучения).
53. Организация и проведение защиты докторских диссертации
осуществляется в соответствии с Правилами присуждения ученых степеней,
утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан
от 31 марта 2011 года № 127 (зарегистрирован в Реестре государственной
регистрации нормативных правовых актов под № 6951).
54. Список выпускников, окончивших образовательные программы высшего
и (или) послевузовского образования, с указанием их фамилий, имени, отчества
(при их наличии), образовательных программ и номеров выданных дипломов,
подписанный первым руководителем организации образования, представляется
в уполномоченный орган в области образования в месячный срок после издания
соответствующего приказа, а также размещается на сайте вуза.
55. Вуз обеспечивает трудоустройство не менее 50% выпускников в разрезе
направления подготовки кадров в течение календарного года.
56. Воспитательная деятельность вуза является составной частью
образовательного процесса и направлена на формирование патриотизма,
гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности,
правовой культуры, межконфессиональной толерантности, а также на развитие
разносторонних интересов и способностей обучающихся.
В ВСУЗах воспитательная работа включает дополнительные виды работ,
определяемые Правилами деятельности военных, специальных учебных
заведений, утвержденными в соответствии с подпунктом 3) статьи 5-1 Закона
«Об образовании».
57. Воспитательная деятельность осуществляется на основе взаимного
уважения человеческого достоинства обучающихся и профессорскопреподавательского состава.
Проведение воспитательной работы в вузах осуществляется на основе
ценностей казахстанской идентичности и единства, духовно-нравственных
ценностей программы модернизации общественного сознания «Рухани
жаңғыру», формирования культуры здорового образа жизни и «нулевой
терпимости» к коррупционным проявлениям.
Вуз обеспечивает функционирование органов студенческого
самоуправления, создаваемые обучающимися на добровольной основе.
Студенческие органы самоуправления избирают из контингента студентов
председателя и заместителя председателя и допускаются к участию в заседаниях
органов коллегиального управления вуза при обсуждении вопросов, касающихся
интересов обучающихся.
58. Научно-исследовательская работа в вузах в соответствии с их видами
деятельности включает:
1) проведение фундаментальных, прикладных, поисковых (инициативных)
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе по
инновационным направлениям;
2) осуществление научных исследований по заказу, договору со сторонними
организациями;
3) организацию научно-исследовательской работы студентов, магистрантов и
докторантов;
4) разработку и внедрение инновационных технологий обучения и
результатов научных исследований в учебный процесс и производство;
5) формирование инновационной инфраструктуры исследовательской
деятельности, создание и внедрение механизма коммерциализации научных
разработок, за исключением ВСУЗов;
6) защиту интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей
и разработчиков.
59. Международное сотрудничество вуза осуществляется на основе
законодательства Республики Казахстан и международных договоров
Республики Казахстан.
Вузы устанавливают прямые связи с зарубежными организациями
образования, науки и культуры, международными организациями и фондами,
заключают двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве,
участвуют в международных программах обмена обучающимися,
педагогическими и научными работниками, осуществляют подготовку кадров из
числа иностранных граждан, вступают в международные неправительственные
организации (ассоциации) в области образования.
При этом, вуз согласовывает вопрос открытия иностранных структурных
подразделений (институтов, центров, кафедр), деятельность которых направлена
на ознакомление с культурой, обычаями, традициями и изучением языка
иностранного государства с уполномоченным органом в сфере образования.
По запросу уполномоченного органа в сфере образования вуз направляет
отчеты о реализации международного сотрудничества и деятельности
иностранных структурных подразделений (институтов, центров, кафедр),
созданных при нем.
ВСУЗы заключают двухсторонние и многосторонние договоры о
сотрудничестве с зарубежными организациями, участвуют в международных
программах обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками,
вступают в международные неправительственные организации (ассоциации) в
области образования по согласованию с соответствующим уполномоченным
государственным органом.
60. ВСУЗы в соответствии с международными договорами и контрактами
осуществляют подготовку специалистов из числа иностранных граждан.
61. Обеспеченность вуза информационными ресурсами является
обязательным условием осуществления образовательной деятельности.
62. Библиотечный фонд является составной частью информационных
ресурсов и включает учебную, учебно-методическую и научную литературу.
Вузы обеспечивают обучающихся учебной и учебно-методической
литературой и (или) электронными ресурсами в соответствии с
образовательными программами.
63. В вузах создается высокотехнологичная информационно-образовательная
среда, включающая веб-сайт, информационно-образовательный портал,
автоматизированную систему обеспечения кредитной технологии обучения,
совокупность информационно-образовательных ресурсов, размещенных в
локальных сетях вуза, и разветвленную компьютерную сеть с широкополосным
и высокоскоростным доступом в интернет.
64. Обязательным условием является наличие соответствующей аудиторной
и лабораторной базы, учебных кабинетов, производственных мастерских,
полигонов, спортивных залов и помещений, обеспечивающих образовательную
деятельность вуза и принадлежащих ему на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления.
65. Источниками финансовых ресурсов выступают бюджетные и
внебюджетные средства, полученные от осуществления деятельности в
соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
66. Вуз расходуют бюджетные средства, выделенные в объеме
государственного образовательного заказа, и внебюджетные средства в порядке,
установленном действующим законодательством.
Приложение 1
к Типовым правилам деятельности
организаций высшего и (или)
послевузовского образования
Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учета учебных достижений, обучающихся с
переводом их в традиционную шкалу оценок и ECTS (иситиэс)
Оценка по буквенной
системе
Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание)
Оценка по
традиционной
системе
А 4,0 95-100
Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89
Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74
С 2,0 65-69
Удовлетворительно
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D- 1,0 50-54
FX 0,5 25-49
Неудовлетворительно
F 0 0-24
Приложение 2
к Типовым правилам деятельности
организаций высшего и (или)
послевузовского образования
Балльно-рейтинговая буквенная система оценивания учебных достижений, обучающихся по
иностранным языкам в соответствии с уровневой моделью и переводом в ECTS (иситиэс) и
традиционную шкалу оценок
Уровень и описание
владения языка по
общеевропейской
компетенции (далееОЕК)
Оценка по
буквенной
системе
Оценка по
ECTS
(иситиэс)
Цифровой
эквивалент
баллов
%-ное
содержание
Традиционная шкала оценок
А1
А
А
4,0 95-100
Отлично
А- 3,67 90-94
В+ В 3,33 85-89 Хорошо
В
С
3,0 80-84
В- 2,67 75-79 Хорошо
С+ 2,33 70-74
С
D
2,0 65-69
С- 1,67 60-64 Удовлетворительно
D+ 1,33 55-59
D E 1,0 50-54 Удовлетворительно
F FX, F 0 0-49 Неудовлетворительно
Уровень и описание
владения языка по
ОЕК
Оценка по
буквенной
системе
Оценка по
ECTS
(иситиэс)
Цифровой
эквивалент
баллов
%-ное
содержание
Традиционная шкала оценок
А2
А
А
4,0 95-100
Отлично
А- 3,67 90-94
В+ В 3,33 85-89 Хорошо
В
С
3,0 80-84
В- 2,67 75-79 Хорошо
С+ 2,33 70-74
С
D
2,0 65-69
С- 1,67 60-64 Удовлетворительно
D+ 1,33 55-59
D E 1,0 50-54 Удовлетворительно
F FX, F 0 0-49 Неудовлетворительно
Уровень и описание
владения языка по
ОЕК
Оценка по
буквенной
системе
Оценка по
ECTS
(иситиэс)
Цифровой
эквивалент
баллов
%-ное
содержание
Традиционная шкала оценок
В1
А
А
4,0 95-100
Отлично
А- 3,67 90-94
В+ В 3,33 85-89 Хорошо
В
С
3,0 80-84
Хорошо
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74
С
D
2,0 65-69
С- 1,67 60-64 Удовлетворительно
D+ 1,33 55-59
D E 1,0 50-54 Удовлетворительно
F FX, F 0 0-49 Неудовлетворительно
Уровень и описание
владения языка по
ОЕК
Оценка по
буквенной
системе
Оценка по
ECTS
(иситиэс)
Цифровой
эквивалент
баллов
%-ное
содержание
Традиционная шкала оценок
В2
А
А
4,0 95-100
Отлично
А- 3,67 90-94
В+ В 3,33 85-89 Хорошо
В
С
3,0 80-84
В- 2,67 75-79 Хорошо
С+ 2,33 70-74
С
D
2,0 65-69
С- 1,67 60-64 Удовлетворительно
D+ 1,33 55-59
D E 1,0 50-54 Удовлетворительно
F FX, F 0 0-49 Неудовлетворительно
Уровень и описание
владения языка по
ОЕК
Оценка по
буквенной
системе
Оценка по
ECTS
(иситиэс)
Цифровой
эквивалент
баллов
%-ное
содержание
Традиционная шкала оценок
С1
А
А
4,0 95-100
Отлично
А- 3,67 90-94
В+ В 3,33 85-89 Хорошо
В
С
3,0 80-84
В- 2,67 75-79 Хорошо
С+ 2,33 70-74
С
D
2,0 65-69
С- 1,67 60-64 Удовлетворительно
D+ 1,33 55-59
D E 1,0 50-54 Удовлетворительно
F FX, F 0 0-49 Неудовлетворительно
Уровень и описание
владения языка по
ОЕК
Оценка по
буквенной
системе
Оценка по
ECTS
(иситиэс)
Цифровой
эквивалент
баллов
%-ное
содержание
Традиционная шкала оценок
С2
А
А
4,0 95-100
Отлично
А- 3,67 90-94
В+ В 3,33 85-89 Хорошо
В
С
3,0 80-84
В- 2,67 75-79 Хорошо
С+ 2,33 70-74
С
D
2,0 65-69
С- 1,67 60-64 Удовлетворительно
D+ 1,33 55-59
D E 1,0 50-54 Удовлетворительно
F FX, F 0 0-49 Неудовлетворительно
Приложение 10
к приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 30 октября 2018 года
№ 595
Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для взрослых
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности организаций дополнительного
образования для взрослых (далее – Типовые правила) разработаны в
соответствии с подпунктом 11-1) статьи 5 Законом Республики Казахстан от 27
июля 2007 года «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») и
определяют порядок деятельности организаций образования, реализующих
образовательные программы дополнительного образования для взрослых,
независимо от форм собственности.
2. Дополнительное образование для взрослых осуществляется организациями
образования, а также юридическими лицами, имеющими структурные
подразделения, реализующие дополнительные образовательные программы
(далее – организации образования).
3. Организации образования осуществляют свою деятельность в
соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Трудовым кодексом
Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее – Трудовой кодекс),
законами Республики Казахстан «Об образовании», от 18 ноября 2015 года «О
противодействии коррупции», иными нормативными правовыми актами
Республики Казахстан, регламентирующими образовательную деятельность, а
также настоящими Типовыми правилами и разработанным на их основе уставом
организации образования.
4. Задачами организаций образования являются:
1) повышение квалификации и переподготовка рабочих, служащих,
специалистов с учетом постоянного повышения предъявляемых к ним
требований в связи с изменениями, происходящими в технологиях и
производстве;
2) углубление и совершенствование ранее приобретенных
профессиональных знаний, умений и навыков;
3) расширение профессиональных возможностей путем получения
дополнительных квалификаций в связи с изменениями структуры рынка труда.
Глава 2. Порядок деятельности организаций дополнительного образования для взрослых
5. Организации образования самостоятельны в организации учебновоспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, учебно-методической,
финансово-хозяйственной деятельности в пределах, в соответствии со статьей 43
Закона «Об образовании», настоящими Типовыми правилами и уставами
организаций.
6. Основой организации образования учебного и воспитательного процесса
являются планирование и учет учебной, учебно-методической и воспитательной
работы, осуществляемой организацией.
7. Учебный процесс организаций образования осуществляется в
соответствии с учебными планами и программами. Учебные планы и
программы, календарные графики учебного процесса утверждаются
организациями. При обучении лиц с ограниченными возможностями создаются
условия с учетом их индивидуальных потребностей.
8. Итоговая оценка уровня знаний обучающихся, прошедших повышение
квалификации по образовательным программам дополнительного образования
для взрослых, проводится экзаменационными комиссиями, состав которых
утверждается руководителем организации образования.
9. При невыполнении обучающимся требований учебного плана и
нарушении им устава организации он отчисляется из состава обучающихся
приказом руководителя организации образования.
10. Повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляются на
основе договоров, заключаемых с предприятиями (объединениями),
организациями образования, органами занятости, а также другими
юридическими и физическими лицами.
11. Лицам, получившим дополнительное образование для взрослых,
выдается свидетельство (сертификат) о присвоении квалификации
установленного образца.
12. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации
устанавливается заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных
Законом.
13. К педагогическим работникам организаций образования относятся лица,
занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и
воспитанием обучающихся и воспитанников в организациях образования, а
также других организациях, реализующих образовательные программы.
14. Дополнительное образование для взрослых осуществляется за счет
средств работодателей или иных средств, не запрещенных законодательством
Республики Казахстан, в соответствии с договором обучения.
Формы, содержание, объем дополнительного образования для взрослых
определяются работодателем на основании действующих дополнительных
образовательных программ по соответствующей профессии.
Зачисление на обучение производится приказом руководителя организации.
Обучающемуся на время обучения выдается справка, свидетельствующая о
сроках его пребывания на учебе в данной организации.
15. Порядок получения дополнительного образования для взрослых
гражданами иностранных государств определяется международными
соглашениями в соответствии со статьей 65 Закона «Об образовании».
16. Дополнительное образование для взрослых осуществляется как за счет
бюджетных средств, так и на платной основе.
Стоимость обучения на платной основе определяется организацией
образования в соответствии с подпунктом 4) статьи 63 Закона «Об образовании».
Дополнительное образование медицинских и фармацевтических работников
за счет бюджетных средств осуществляется в обучающих организациях,
прошедших институциональную аккредитацию в аккредитационных органах,
внесенных в реестр аккредитационных органов.
17. Обучающиеся организаций образования:
1) участвуют в определении содержания образовательных программ;
2) пользуются имеющимися нормативными и инструктивными документами,
учебными и учебно-методическими материалами, необходимыми для освоения
дополнительных образовательных программ, а также библиотечным и
информационным фондом, услугами других подразделений;
3) принимают участие в конференциях и научных семинарах, публикуют в
изданиях организаций образования свои рефераты, труды и другие материалы.
18. Работники, проходящие повышение квалификации и переподготовку,
пользуются гарантиями, предусмотренными Трудовым кодексом,
коллективным, трудовым договорами.
19. Работодатель создает работникам, проходящим повышение,
квалификации условия для совмещения работы с обучением, предусмотренные
Трудовым кодексом, соглашениями, коллективным, трудовым договорами.
20. Необходимость и объем повышения квалификации для
функционирования и развития организации образования определяются
работодателем.
21. Непосредственное управление организацией образования осуществляет
руководитель. Руководитель организации образования назначается и
освобождается от должности в порядке в соответствии с подпунктом 3 статьи 44
Закона «Об образовании».
22. Руководитель организации дополнительного образования для взрослых
несет ответственность согласно подпункту 3 статьи 45 Закона «Об образовании».
23. Создание, реорганизация и ликвидация организаций образования
осуществляются в соответствии со статьей 42 Закона «Об образовании».
24. Организация дополнительного образования для взрослых обеспечивает
автоматизированный обмен информацией и актуализацию данных с
информационной системой уполномоченного органа в области образования.
Организация дополнительного образования для взрослых обеспечивает
утверждение регламента информационного взаимодействия с информационной
системой уполномоченного органа в области образования.
© 2012. РГП на ПХВ Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.