«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка»

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка»

Республика Казахстан
Директор Филиала общественного объединения «Казахстанское
международное бюро по правам человека и
соблюдению законности» в г. Астана

Уважаемые дамы и господа!
Казахстан ратифицировал Конвенцию против пыток и Международный
Пакт о гражданских и политических правах, а также сделал заявление о
снятии оговорки по ст. 21, 22 Конвенции против пыток.
Кроме того, 5 июля 2008 года Законом Республики Казахстан «О
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстана по вопросам применения мер пресечения в виде
ареста, домашнего ареста» введено судебное санкционирование ареста.
Однако, действующее законодательство Республики Казахстан в
настоящий момент не приведено в соответствие с вышеназванными
международными договорами.
Вместе с этим, несмотря на наличие с 21 декабря 2002 года статьи 347-
1 в Уголовном кодексе, предусматривающей уголовную ответственность за
совершение пыток, не все виновные в этом преступлении, наказываются.
Это обусловлено 4-мя основными проблемами:
1) понятие «пытка» в уголовном кодексе Казахстана не соответствует
определению этого термина, установленного Конвенцией ООН
против пыток и другого жестокого, бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения и наказания;
2) отсутствует независимый орган по расследованию заявлений о
пытках;
3) не обеспечивается механизм быстрой, беспристрастной, полной и
эффективной процедуры расследования заявлений о пытках;
4) на практике не гарантировано полное соблюдение принципа
недопустимости доказательств, полученных с применением пыток и
жестокого обращения.
1. За совершение пыток должны привлекаться к ответственности не
только должностные лица, но и любые физические лица, действовавшие с
2
ведома, по подстрекательству или с молчаливого согласия должностных лиц
или лиц, действующих в официальном качестве. Понятие лиц, действующих
в официальном качестве, в действующем законодательстве Казахстана
отсутствует.
Пытки предусматривают наличие хотя бы одного из двух компонентов:
причинение сильной физической боли либо психических страданий (или того
и другого), в то время как Уголовный кодекс Казахстана требует
обязательного присутствия причинения физических страданий. При этом
такое определение боли, как «сильная» (что установлено статьей 1
Конвенции) расценивается как оценочное и не подлежит введению в
уголовный закон Казахстана.
2. Расследование заявлений о пытках находится в компетенции органов
внутренних дел, в частности, Департамента собственной безопасности
Министерства внутренних дел Республики Казахстан и его подразделений на
местах. Как показывает практика, пытки совершаются сотрудниками этого
же ведомства – МВД РК. Соответственно, сотрудники, расследующие пытки,
и, лица, совершившие пытки, это сотрудники одного и того же
государственного органа, что не обеспечивает независимости в
расследовании.
Другим органом, которому прокуратура может передать расследование
пыток, является Комитет национальной безопасности, который должен
заниматься вопросами обеспечения национальной безопасности.
Реальность доказала, что при такой ситуации присутствует
профессиональная солидарность и корпоративность и ни о каком
независимом органе по расследованию фактов пыток речи не может идти.
3. Быстрое и эффективное расследование – это третья основная
компонента ситуации с проблемами пыток в Казахстане. Она сводится к
тому, что:
 заявления о пытках не в каждом случае регистрируются в полиции;
 уголовные дела по статье 347-1 УК РК не возбуждаются в большей
части дел в виду солидарности и корпоративности сотрудников
органов, расследующих пытки;
 пытки не правильно квалифицируются по статьям 308 «Превышение
власти или должностных полномочий», 347 «Принуждение к даче
показаний», 107 «Истязание» и другим статьям Уголовного кодекса
(при этом санкция статьи 347-1 не приведена в соответствие с
санкцией статьи 308 часть 4, поскольку последняя норма по
отношению к пыткам является общей и наказание за совершение
превышения власти определено до 10 лет лишения свободы в то время,
как за совершение пыток максимальным наказанием является 7 лет
лишения свободы);
3
 уголовные дела о пытках прекращаются за примирением сторон (в
части дел усматривается вторичная виктимизация потерпевших от
пыток путем запугивания со стороны должностных лиц);
 отсутствует институт независимой судебно-медицинской экспертизы и
затруднен доступ потерпевших от пыток (как правило, это лица,
содержащиеся в учреждениях закрытого типа) к врачу для
медицинского освидетельствования;
 в судебном заседании не обеспечивается презюмирование заявлений о
пытках в условиях законодательного не возложения на сторону
обвинения (прокурора) функции по доказыванию факта о не
применении пыток и др.
Следует отметить, в текущем году Правительство Республики Казахстан
будет презентовать свой отчет о соблюдении требований Конвенции против
пыток, а группой казахстанских неправительственных организаций
подготовлен и направлен альтернативный доклад.
Таким образом, в альтернативном докладе сформулированы
следующие рекомендации:
К ст. 1 Конвенции
1. Привести определение «пытки» в ст.347-1 УК РК в соответствие с
Конвенцией.
К ст. 2 Конвенции
Ввести в законодательство адекватные меры, которые гарантировали бы
защиту от пыток:
1. Усилить гарантии защиты прав граждан при задержании либо в ходе
иных действий, в соответствии с чем считать лицо, подвергнутое
задержанию, ограниченным в свободе с момента его фактического
задержания. Для чего:
а) ввести в законодательство гарантии права всех лиц на адвоката
при любом контакте с правоохранительными органами,
ограничивающим их законные права и интересы, независимо от
процессуального оформления их статуса;
б) ввести в законодательство четкие процедуры, регулирующие
осуществление задержания и дать определение понятиям
«задержанный», «момент задержания» и другим относящимся к
процедуре задержания.
2. Ввести в действующее уголовно-процессуальное законодательство и
законодательство об административных правонарушениях требование
4
к сотрудникам правоохранительных органов незамедлительно
информировать любое фактически задержанное лицо о сути
подозрений или обвинений в отношении него; праве на молчание и
праве не давать показания, которые могут быть использованы против
него; праве на адвоката (защитника); праве на информирование родных
и близких о задержании.
3. Ввести в законодательство положение о праве задержанного на
адвоката за счет
средств государства с момента фактического задержания.
4. Ввести в законодательство положение, в соответствии с которым
подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут
принудительному помещению в медицинское учреждение для
производства судебно-медицинской экспертизы только по решению
суда. Предусмотреть дополнительные гарантии для соблюдения прав
подозреваемых или обвиняемых, помещаемых в медицинские
учреждения, включая право обжаловать методы, продолжительность и
объем медицинского воздействия.
5. Ввести в законодательство положение, согласно которому
признательные показания обвиняемого могут быть признаны
допустимыми доказательствами, только если они даны в рамках
судебного следствия перед судьей. Любые признательные показания,
полученные органом, осуществляющим уголовное преследование, от
подозреваемого, обвиняемого до суда должны признаваться как
допустимые доказательства, только в случае и при условии их
подтверждения данным лицом в ходе судебного разбирательства.
6. Снять необоснованные и нецелесообразные ограничения на
поддержание семейных связей через переписку и регулярные свидания
подследственных до судебного рассмотрения дела.
7. В отношении прав несовершеннолетних:
а) образовать специализированную систему отправления
правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с
Конвенцией по правам ребенка;
б) принять незамедлительные меры по усилению контроля над
соблюдением прав несовершеннолетних, гарантированных в
законодательстве, путем введения особого учета и надзора за
законностью по делам несовершеннолетних с участием
общественных организаций;
5
с) ужесточить меры ответственности за нарушение прав
несовершеннолетних в процессе уголовного производства.
8. В отношении прав женщин:
а) обеспечить скорейшее принятие законодательных актов о
противодействию бытовому насилию и о равенстве прав и
возможностей для женщин и мужчин в Республике Казахстан при
участии в обсуждении общественных организаций;
б) предусмотреть специальные средства в государственном
бюджете, начиная с 2009 года, для поддержки полноценной
работы кризисных центров и телефонов доверия для жертв
бытового насилия, а также внести изменения в законодательство
РК, позволяющие использовать эти средства
неправительственными организациями по целевому назначению.
К ст. 3 Конвенции
1. Ввести в законодательство запрет на выдворение, возвращение и
экстрадицию лица в другую страну, где есть основания полагать, что
это лицо будет подвержено пыткам.
2. Ввести в уголовно-процессуальный закон судебный порядок
рассмотрения вопроса о выдворении, возвращении и экстрадиции лица
в другую страну. Определить законодательно перечень объективных и
субъективных критериев, подлежащих выяснению при рассмотрении
вопроса о выдворении, возвращении и экстрадиции лица в другую
страну, которое утверждает, что оно находится в опасности быть
подвергнутым пыткам в этой стране.
К ст. 4 Конвенции
1. Ввести в ст. 347-1 УК РК надлежащую меру наказания за применение
пыток. Исключить возможность квалификации преступления,
предусмотренного ст. 347-1 УК РК, как преступления небольшой или
средней степени тяжести.
2. Исключить возможность квалификации случаев пыток, повлекших
смерть потерпевшего, как преступных деяний, совершенных по
неосторожности. Предусмотреть соответствующее наказание за
причинение смерти в результате пыток, аналогичное ст.96 УК РК
(убийство, совершенное с особой жестокостью).
3. Законодательно закрепить запрет на применение амнистии и
возможность примирения сторон по ст. 347-1 УК РК «Пытки».
К ст. 11 Конвенции
6
1. Привести законодательства и правоприменительную практику в
Казахстане в соответствие с Минимальными стандартными
правилами ООН обращения с заключенными и со Сводом
принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или
заключению в какой бы то ни было форме, для полного обеспечения
права на свободу от пыток. Ввести изменения в законодательство и
обеспечить соблюдение на практики правил применения
одиночного заключения в соответствии с международными
стандартами и положениями Конвенции.
2. Принять дополнения в действующее законодательство, регулирующие
проведение общественного контроля за соблюдением прав человека в
полицейских участках и изоляторах временного содержания МВД РК и
других закрытых учреждений, включая медицинские учреждения
закрытого типа.
3. Расширить полномочия Общественных наблюдательных комиссий,
позволяющие членам наблюдательных комиссий осуществлять
внезапные посещения в закрытые учреждение уголовноисполнительной системы, в изоляторы временного содержания и в
другие закрытые учреждения, находящихся как в ведении МВД, так и
других ведомств, включая Комитет национальной безопасности.
4. Обеспечить рассмотрение и расследование жалоб заключенных,
полученных во время случаев массовых членовредительств, начиная с
2002 г., о применении к ним пыток и других жестоких или унижающих
человеческое достоинство видов обращения и наказания.
К ст. 12 и 13 Конвенции
1. Создать независимый специализированный орган по рассмотрению
заявлений и жалоб о пытках для обеспечения быстрого,
беспристрастного и тщательного расследования случаев пыток.
Предусмотреть возможность общественного контроля за работой
вышеуказанного органа и за ходом расследования по фактам
применения пыток.
2. Ввести в законодательство особый порядок рассмотрения заявлений и
жалоб о пытках с учетом следующих требований:
а) обозначить максимальный срок рассмотрения заявления о
пытках — 10 дней;
б) предусмотреть незамедлительное проведение судебномедицинской экспертизы при поступлении заявления или жалобы
о применении пыток.
7
3. Закрепить в законодательстве особые права заявителей о пытках,
аналогичные правам потерпевших, для реализации ими в ходе
доследственной проверки следующих, в частности, прав:
а) право быть информированным о ходе проводимого
рассмотрения заявления или жалобы и знакомиться с
материалами проверки;
б) право давать показания, представлять доказательства,
заявлять ходатайства, участвовать в проведении действий,
направленных на проверку заявления или жалобы и т.д.
4. Законодательно закрепить право потерпевшего при рассмотрении или
расследовании его/ее жалобы о пытках иметь представителя или
защитника, а в случае отсутствия средств иметь защитника за счет
средств государства.
5. Внедрить международные стандарты в области эффективного
расследования пыток (Стамбульский протокол) в руководства по
расследованию дел о применения пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания. Руководствуясь международными стандартами в области
эффективного расследования пыток (Стамбульский протокол),
разработать и законодательно закрепить критерии проведения
медицинского освидетельствования жертвы пыток.
К ст. 14 Конвенции
1. Предусмотреть возможность предъявления гражданского иска жертвой
пыток о получении компенсации за вред, причиненный в результате
пыток. При этом возможность получения компенсации не должна
ставиться в зависимость от установления вины приговором.
Обеспечить своевременность и адекватность процедуры выплат
компенсаций жертвам пыток из государственного бюджета.
2. Разработать механизм психолого-психиатрической и/или медицинской
реабилитации жертв пыток.
К ст. 15 Конвенции
1. Ввести в законодательство специальную процедуру рассмотрения
судом заявления подсудимого о применении пыток и исключения
доказательств, полученных в ходе предварительного следствия в
результате пыток. Обеспечить соблюдение следующих требований в
ходе рассмотрения таких заявлений:
8
а) незамедлительно назначить процедуру рассмотрения жалобы
подсудимого о том, что доказательства были получены путем
пыток, при получении судом такой жалобы. Такое рассмотрение
может быть назначено судом и в отсутствие жалобы
подсудимого, когда у суда есть основания полагать, что
доказательства были получены незаконно. При этом слушание в
главном судебном разбирательстве должно быть приостановлено
до разрешения вопроса о допустимости доказательств;
б) бремя доказывания во время рассмотрения заявления
подсудимого о применении пыток с целью получения
доказательств должно быть возложено на сторону обвинения;
с) судья должен обеспечить подсудимому, его/ее представителю
или защитнику право вызывать дополнительных свидетелей,
предоставлять информацию и доказательства, требовать
проведения дополнительных экспертиз:
д) в завершение процедуры рассмотрения судья должен вынести
обоснованное, мотивированное решение. При подтверждении
обоснованности жалобы подсудимого на применение пыток,
судья обязан вынести постановление о недопустимости
использования доказательств, полученных с применением пыток,
и частное определение о выявленном нарушении закона с
последующим незамедлительным возбуждением уголовного
дела.
Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.