Школьное методическое объединение

Школьное методическое объединение

Задачи методической работы на 2014/2015 год:

  • Изучение и внедрение отечественного и международного передового педагогического опыта;
  • Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
  • Повышение уровня профессионального мастерства учителя.

Функции методического объединения учителей:

  • организует самообразование, наставничество педагогов, работу над методической темой, обмен опытом работы учителей;
  • занимается изучением и реализацией нормативных и методических документов и материалов, передового педагогического опыта учителей;
  • осуществляет в своей сфере экспертную оценку педагогических и методических проектов, учебно-воспитательных результатов деятельности педагогов;
  • высказывает рекомендации о присвоении педагогам соответствующей квалификационной категории;
  • выступает с ходатайством перед педсоветом и директором школы о предоставлении своим членам права работать в режиме доверия и самоконтроля, о проведении внеочередной, аттестации, награждении учителей ведомственными наградами;
  • изучает, обсуждает состояние и результаты работы по обучению, воспитанию и развитию учащихся и вносит предложения по ее совершенствованию;
  • рассматривает вопросы преемственности обучения и воспитания учащихся, интеграции учебных предметов, методического обеспечения разноуровневого преподавания и адаптации учащихся;
  • участвует в контроле  за знаниями и воспитанностью школьников, в распределении учебной нагрузки между учителями;
  • готовит и проводит различные мероприятия среди учителей и учащихся, подводит их результаты, и т.д.

Положение о методическом объединении школы.

Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.

Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав МО могут входить учителя смежных обеспечивающих дисциплин.

Количество МО и их численность определяются исходя, из необходимости комплексного решения поставленных перед школой задач и устанавливаются приказом директора.

МО создаются, реорганизуются и ликвидируются директором школы по представлению заместителя директора по научно-методической работе. МО непосредственно подчиняются заместителю директора по НМР.

МО в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами РК, указами Президента РК, органами управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора.

Учебно-воспитательную, методическую и опытно-экспериментальную работу МО осуществляют на основе настоящего Положения, приказов и директив министра образования РК.

Задачи и направления деятельности МО.

МО как структурное подразделение школы создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение:

  • Удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
  • Организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;
  • Совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического, материально-технического обеспечения;
  • Повышение педагогической квалификации учителей;
  • Проведение педагогических экспериментов;

Общие требования к годовому анализу МО:

Цель итогового педагогического анализа: оценка результатов деятельности педколлектива: чего достигли, что нас не удовлетворяет, какие результаты хотим и можем изменить; определение путей развития учреждения образования.

  • четкость построения анализа по блокам или разделам плана.
  • логическая последовательность изложения;
  • аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом, установление причинно-следственных связей полученных результатов;
  • точность оценок, исключающих возможность субъективного толкования;
  • доказательство выводов;
  • четкость и педагогическая обоснованность предложений;
  • обязательное применение средств наглядности: таблиц, графиков, диаграмм.

Перечень документов методического объединения школы (портфолио МО)

  1. Положение о Методическом объединении по ГУ «Школа-лицей №1 отдела образования акимата города Костаная».
  2. Приказ о назначении руководителя МО.

Содержание основной деятельности руководителя МО по управлению методической работой в школе.

  1. Функциональные обязанности учителей МО.
  2. Общие сведения об учителях МО (ФИО, дата рождения, категория, образование, специальность, пед.стаж., предмет, нагрузка, факультатив, кружок, награды, поощрения, курсы, примечание).
  3. Сводная диагностическая карта успешности и затруднений учителей по годам.
  4. Проблемная тема школы, МО (ее цель, приоритетные направления, задачи по учебным годам). Проблемные темы учителей (год начала и окончания работы, практические выходы, форма завершения).
  5. Инновационная карта МО.

Программы исследовательской и ОЭР учителей. Структура программы.

  1. Сводная карта оценки эффективности различных форм МР (по годам).
  2. Сводная карта оценки содержательности МР (по годам).
  3. Анализ работы МО за прошедший год (за 3 последних года).
  4. Цель и задачи работы МО на учебный год. Мониторинг целей и задач за 3-5 лет.
  5. План работы МО на текущий год. План-сетка работы МО по месяцам.
  6. Перспективный план повышения квалификации учителей МО.
  7. Перспективный план аттестации учителей МО.
  8. Мониторинг становления молодого учителя за три года.
  9. План проведения методической недели или участия в ней по школе. График открытых уроков и мероприятий и текущем году (учитель, предмет, дата, класс, тема урока, методическая тема).
  10. План проведения предметной недели (декады).
  11. Программно-методическое обеспечение по предметам.
  12. График проведения контрольных и административных работ.
  13. План (программа) работы с одаренными детьми.
  14. Отчет о проведении школьного труда олимпиад.
  15. Результаты городских олимпиад, конкурсов проектов за 3-5 лет.
  16. Мониторинг результативности обучения по предметам данного цикла.
  17. Мониторинг качества уроков (в конце года).
  18. Рейтинговая карта (по итогам года).
  19. Результаты внутришкольного контроля (аналитические материалы контроля за состоянием преподавания и качества знаний, диагностики).
  20. Программы (авторские по предмету, факультативов, курсов, кружков)
  21. Схемы анализа урока. Целевые программы посещения и анализа урока.
  22. Протоколы заседания МО.
  23. Разработки или конспекты открытых уроков и мероприятий учителей МО.
  24. Доклады, выступления на МО….(в тезисном варианте).
  25. Ксерокопии почетных грамот, дипломов учителей и учащихся (по желанию).

Содержание основной деятельности руководителя МО по управлению метод. работы в школе.

Руководитель методического объединения назначается директором школы.

Руководитель МО, совместно с заместителем директора по НМР:

  • Осуществляет планирование работы МО на год, текущей работы – по месяцам;
  • Проводит диагностики успешности, затруднений учителей МО;
  • Посещает уроки, занятия учителей по предмету с целью контроля качества преподавания предмета и оказания методической помощи;
  • Организует взаимопосещение уроков учителей предметников;
  • Проводит заседание МО не реже 1 раза в четверть (не менее 5 заседаний в год);
  • Обеспечивает готовность школьных команд для участия в районных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по предмету;
  • Разрабатывает планы-графики контроля учебных программ, Госстандарта по предмету;
  • Представляет заместителю директора школы информацию о результатах проведенных контрольных работ, срезов, зачетов по предмету;
  • Участвует в совещании при завуче, директоре по вопросам преподавания предметов данного цикла;
  • Изучает ход выполнения программ за четверть, за год по учебным дисциплинам;
  • Осуществляет текущий контроль за внеклассной работой по предмету;
  • Проводит собеседование с каждым учителем МО по основным вопросам профессиональной деятельности, по самообразованию учителя;
  • Готовит аналитические материала контроля за состоянием преподавания и качества знаний, результатов диагностики учащихся;
  • В конце года проводит системный анализ работы МО за год с коллективной самооценкой содержательности МР МО (по памятке-анкете).

Примечание:

  1. Папка МО имеет название на обложке и титульный лист.
  2. Разработки открытых уроков, мероприятий и доклады, авторские программы желательно поместить в другой папке-приложении.
  3. Во второй папке-приложении помещаются рекомендации, памятки,….
  4. Данный перечень документов является примерным и может быть дополнен или изменен, но единый по школе.
  5. Ознакомление и использование и практике работы новых учебных программ, учебников.
  6. Работа с молодыми специалистами: помощь воспитателю, учителю в первоначальной адаптации к работе, организация наставничества. Индивидуальная методическая помощь молодым специалистам администрацией школы.
  7. Анализ деятельности других форм методической работы
  8. Аттестация, ее итоги, результаты.
  9. Итоги индивидуальной методической работы.
  10. Итоги деятельности методического совета

 

Работа по темам самообразования как необходимое условие повышения педагогического мастерства учителей.

 

В условиях массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя. Большую роль играет работа по самообразованию учителя. Учителя  активно работают по темам самообразования: выписывают и изучают необходимую литературу, используют ресурсы Интернет, повышают своё профессиональное мастерство на методических семинарах различных уровней. В  учебном году годовым планом работы  предусмотрено также взаимопосещение уроков учителей, выступления на педагогических чтениях, отчёты по темам самообразования. В качестве теоретической базы учителям членам инновационно-технологического МО предлагаются эти рекомендации.

Действия педагога в процессе самообразования:

  • принятие решения о необходимости самоизменения;
  • разработка программы самосовершенствования;
  • работа по реализации программы;
  • корректировка хода работы или самой программы при необходимости;
  • самоанализ выполнения программы;
  • постановка перед собой новых целей и задач.

Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.

Принципы построения программы:

  • научность;
  • реалистичность;
  • прогностичность;
  • целостность;
  • актуальность;
  • оптимальность;
  • контролируемость.
  1. Учитель должен знать
    • историю возникновения технологии, по которой работает;
    • теоретическое обоснование новых результатов;
    • проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;
    • результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;
    • методы и приемы, использующиеся в данной технологии;
    • методы и приемы работы учащихся;
    • этапы освоения технологии учителем и учащимися.
  2. Учитель должен уметь разработать:
    • модифицированный вариант учебной программы;
    • календарно – тематическое планирование;
    • планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;
    • содержание учебных проектов;
    • задания для учеников к учебным проектам;
    • новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.
  3. Учитель должен уметь применять на практике:
    • методы и приемы новой технологии;
    • проводить учебные занятия различных типов;
    • анализировать занятия и вскрывать недостатки;
    • обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
    • проводить самоанализ;
    • оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики;
    • осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.

В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:

  • цели профессионального развития;
  • варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • получение консультаций;
  • обсуждение возникших проблем с коллегами;
  • взаимопосещение уроков;
  • работа по апробации полученных знаний на практике;
  • участие в системе школьной методической работы;
  • самообобщение результатов работы;
  • передача собственного опыта коллегам и другое.

Следующий этап – работа по реализации плана:

  • консультативная помощь;
  • коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного;
  • анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы;
  • обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы-лицея.

Результаты:

  • выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»;
  • публикации в печати.

Памятка для учителя по самоанализу урока

  1. Каково место данного урока в системе уроков по теме? В чем специфика урока? Тип урока?
  2. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
  3. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса, изучения нового, закрепления? Логичны ли связи между этапами урока? рационально ли было распределено время на уроке?
  4. На каком содержании делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли было главное?
  5. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.
  6. Как осуществлялся дифференцированный подход на уроке?
  7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами проводился? Почему?
  8. Как использовался на уроке учебный кабинет? Использование средств обучения.
  9. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся?
  10. Были ли использованы воспитательные и стимулирующие функции отметки?
  11. Проводилась ли рефлексия?
  12. Удалось ли полностью реализовать поставленные цели, если нет, то почему? Как планируется выполнить нереализованное?

 

План работы  учителя _____________
над темой по самообразованию  ________________________
на _______ учебный год

Направление деятельности Сроки Отметка
о выполнении
1  Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов работы. Август
2  Составление плана работы над темой Сентябрь
3  Составление списка литературы по теме Сентябрь
4  Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме В течение года
5  Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности В течение года
6  Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности В течение года
7  Разработка плана подготовки учащихся к олимпиаде Сентябрь
8  Подготовка экзаменационных материалов для профильных классов Декабрь,
апрель
9  Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/ В течение года
10  Подготовка выступлений на заседания МО По плану
работы МО
11  Участие в предметной неделе Ноябрь
12  Систематизация материалов по теме «_________» Апрель
13  Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО Май

 

 

Обсуждение закрыто.