«О мерах по дальнейшему реформированию системы среднего образования в Республике Казахстан»
I.3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;
– воспитание гражданственности и любви к Родине;
– обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.
В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:
«Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам».
I.3.1.1. Школьное образование.
Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования.
Перед системой среднего общего образования стоят следующие задачи:
– охват обучением всех школьного возраста
– реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования;
– повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;
– обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов.
Среднее общее образование приобретается поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы). Указанные ступени могут функционировать вместе, в одном общеобразовательном учреждении, или раздельно, в начальной или основной общеобразовательной школе.
В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся.
Наряду с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы.
Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142.
С учетом этнических потребностей населения обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ — 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ — на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков. <
I.3.1.2. Профессиональное образование.
Начальное и среднее профессиональное образование приобретается в профессиональных школах, лицеях и колледжах и сочетается с получением общего среднего образования.
Основные задачи профессионально-технического образования:
– разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике;
– создание условий для повышения доступности профессионального образования;
– поддержка негосударственного сектора профессионального образования;
– организация и развитие социального партнерства в системе профессионального образования;
– расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.
Начальное профессиональное образование включает в себя подготовку, переобучение и повышение квалификации рабочих, специалистов и безработных, а также незанятого населения.
В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям.
Учреждения среднего профессионального образования представлены колледжами, которые перешли на подготовку специалистов по новым государственным стандартам среднего профессионального образования и учебным планам. В колледжах внедрен новый механизм формирования контингента учащихся и подготовки специалистов с полным возмещением затрат на договорной основе, учитывающий потребности региона в трудовых ресурсах. Открытие новых специальностей осуществляется только при наличии конкретного заказчика и заключения регионального бюро занятости.
Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 — государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел.
I.3.1.3. Высшее образование.
Высшее профессиональное образование приобретается гражданами, имеющими среднее образование. В Республике Казахстан установлены следующие виды высших учебных заведений:
университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).
В структуре высшего образования предусмотрено три ступени:
- Высшее базовое образование, предусматривающее широкую гуманитарную и фундаментальнуюестественно-научнуюподготовку по профилю специальности с присвоением академической степени «бакалавр»;
- Высшее специальное образование с присвоением квалификации «специалист с высшим образование» (дипломированный специалист);
III. Высшее научно-педагогическое высшее образование нацелено на последующее использование выпускников на научной и педагогической (в вузе) работе. Лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, присваивается квалификация «специалист с высшим образованием» и академическая степень «магистр наук»;
Вузам предоставляется право самостоятельно определять соответствующую структуру многоступенчатой подготовки кадров. В вузе могут функционировать как все ступени высшего образования, так и отдельно.
Система высшего профессионального образования республики включает 164 высших учебных заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных.
Подготовка кадров для системы образования осуществляется средними специальными и высшими учебными заведениями, головным из которых является Алматинский государственный университет имени Абая.
Обучение иностранных студентов ведется в 47 высших учебных заведениях Казахстана. В них обучаются 3598 студентов из 43 стран мира, включая студентов из стран СНГ и прибалтийских государств. Условия приема иностранных студентов — демократичны.
I.3.1.4. Послевузовское образование.
Послевузовское профессиональное образование получают специалисты с высшим специальным образованием или академической степенью «магистра». Основными формами послевузовского образования является аспирантура и докторантура высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций. Подготовка научных и научно-педагогических кадров может осуществляться вне аспирантуры и докторантуры в форме соискательства, перевода в старшие научные сотрудники и предоставления творческих отпусков.
Аспирантура открыта по 215 научным специальностям, а докторантура — по 29 специальностям.
Повышение квалификации и переподготовка кадров проводятся организациями образования, организациями, научными и учебными центрами, государственной службой занятости. Они могут осуществляться как за счет государственного бюджета, так и на договорной основе. Переподготовка кадров проводится в Республиканском институте повышения квалификации; переподготовка научно-методических и руководящих кадров системы образования — в областных и городских институтах усовершенствования учителей [1].
I.3.2. Статистические данные по системе образования Казахстана
I.3.2.1. Коэффициенты охвата всеми уровнями образования
(в процентах к общему количеству населения соответствующей данному уровню возрастной группы) (1989 – 1999 гг.)
1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Образование: | |||||||||||
Коэффициент охвата дошкольными учреждениями (чистые коэффициенты, процент населения в возрасте 3-6 лет) | 53,1 | 53,7 | 53,1 | 47,0 | 42,0 | 31,6 | 25,5 | — | 12,3 | 12,4 | 10,5 |
Коэффициент охвата базовым образованием (общие коэффициенты, процент соответствующей группы населения) | 94,8 | 94,6 | 93,9 | 94,1 | 93,8 | 94,2 | 94,4 | 94,7 | 94,2 | 94,3 | 94,2 |
Коэффициент охвата средним образованием (второй этап) (общие коэффициенты, процент населения в возрасте 15-18 лет) | 75,8 | 74,2 | 70,4 | 66,3 | 62,4 | 58,5 | 57,0 | 57,3 | 57,4 | — | — |
Коэффициент охвата высшим образованием (общие коэффициенты, процент населения в возрасте 19-24 лет) | 18,1 | 18,7 | 18,5 | 17,7 | 16,9 | 16,9 | 16,6 | 16,2 | 18,7 | 20,4 | 23,3 |
I.3.2.2. СНГ: Охват высшим образованием в среднеазиатском регионе
(общие коэффициенты, процент населения в возрасте 19 — 24 лет).
(1989—1999 гг.)
Республики | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
Казахстан | 18,1 | 18,7 | 18,5 | 17,7 | 16,9 | 16,9 | 16,6 | 16,2 | 18,7 | 20,4 | 23,3 |
Кыргызстан | 13,2 | 12,9 | 12,5 | 11,5 | 10,7 | 11,2 | 12,9 | 15,3 | 19,0 | 24,8 | 29,8 |
Таджикистан | 11,5 | 11,9 | 11,3 | 11,6 | 11,2 | 11,9 | 11,8 | 12,1 | 11,9 | 11,3 | 11,5 |
Туркменистан | 10,2 | 9,9 | 9,5 | 8,6 | 8,1 | 7,8 | 6,4 | 5,7 | 5,0 | 4,4 | 3,9 |
Узбекистан | 15,0 | 15,2 | 14,8 | 13,4 | 11,3 | 9,4 | 7,6 | 6,6 | 6,1 | 6,0 | 6,2 |
I.3.2.3. Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2002-2003 учебном году (. чел.)
Всего учащихся (человек) | Всего в госуд. школах | в том числе в ведомстве Минобразования | в том числе в ведомстве РГП Казахстан «Темир жолы» | в том числе в ведомстве агенства по туризму и спорту | в том числе в ведомстве Минздраво-охранения | в негосудар. организациях |
3115,3 | 3095,6 | 3073 | 17,8 | 1,7 | 1,4 | 19,7 г. Алматы |
I.3.2.4. Высшие учебные заведения по отраслевым группам.
По данным статистического сборника Агентства Республики Казахстан по статистике, 2001 г. (выпущено специалистов)
На начало учебного года | Всего | в.т.ч. промышленности и строительства | в.т.ч. транспорта и связи | в.т.ч.сельского хозяйства | в.т.ч. экономики и права | в.т.ч. просвещения | в.т.ч. здравоохранения, физкультуры и спорта | в.т.ч. искусства и кинематографии |
Тысяч человек: | ||||||||
1996/97* | 49.0 | 8.6 | 0.9 | 3.6 | 3.7 | 27.5 | 4.2 | 0.5 |
1997/98* | 50.8 | 6.9 | 0.8 | 3.4 | 5.5 | 30.3 | 3.4 | 0.5 |
1998/99* | 51.8 | 8.4 | 0.8 | 2.5 | 4.9 | 31.0 | 3.7 | 0.5 |
1999/00* | 55.4 | 9.0 | 0.9 | 2.7 | 6.0 | 33.2 | 3.0 | 0.6 |
В процентах: | ||||||||
1996/97* | 100 | 17.6 | 1.8 | 7.5 | 7.6 | 56.1 | 8.5 | 0.9 |
1997/98* | 100 | 13.6 | 1.6 | 6.8 | 10.7 | 59.5 | 6.7 | 1.1 |
1998/99* | 100 | 16.2 | 1.5 | 4.8 | 9.5 | 59.8 | 7.1 | 1.0 |
1999/00* | 100 | 16.2 | 1.6 | 4.9 | 10.8 | 59.9 | 5.4 | 1.1 |
* включая негосударственные, не распределенные по отраслевым группам [2].
I.3.3. Анализ современного состояния образования
I.3.3.1. Общая оценка
В соответствии с законодательством национальная системы образования, основанная на принципах преемственности и непрерывности образовательных программ, включает 4 уровня образования:
1) дошкольное воспитание и обучение;
2) среднее (среднее общее, начальное и среднее профессиональное) образование;
3) высшее профессиональное образование;
4) послевузовское профессиональное образование.
Образовательные программы осуществляются в дошкольных организациях, общеобразовательных школах, профессиональных школах, профессиональных лицеях, колледжах, высших учебных заведениях.
Число организаций образования стабильно росло до 1990 года. Однако, начиная с 1991 года, сеть организации образования стала сокращаться. Особенно это коснулось детских садов [3].
Незначительное сокращение сети за этот период произошло по учреждениям среднего общего, начального и среднего профессионального образования, а по высшим учебным заведениям напротив наблюдается увеличение их числа. Это увеличение произошло за счет роста числа негосударственных вузов. В начальном и среднем профессиональном образовании рост числа частных лицеев и колледжей не допустил обвального падения сети.
В республике в связи с закрытием большинства дошкольных организаций их контингент уменьшился на 1,0 млн. детей и в настоящее время только 70 тысяч из 400 тысяч (17,5%) пяти-шестилетних детей получают полноценную предшкольную подготовку в детских садах. Это не могло не сказаться на качестве подготовленности детей к школе. Из первоклассников 1997-1998 учебного года, пришедших в школу без предшкольной подготовки, только 20,4% показывали соответствующий уровень освоения программы первой четверти, в то время как среди первоклассников, прошедших предшкольную подготовку, отмечается высокий уровень освоения этой программы (91,3%).
За этот период произошло, несмотря на незначительное сокращение сети, снижение уровня охвата подростков и молодежи профессиональным обучением начального и среднего уровня.
В Казахстане на 58 учеников приходится 1 компьютер, 48% школ нуждаются в капитальном ремонте, в стране не хватает более 3,7 тысяч учителей, 28% учителей не имеют законченного высшего образования. Причем, по данным, приведенным премьер-министром Казахстана, «за последние 4 года число педагогов без высшего образования увеличилось на 2%» [4].
Казахстан унаследовал в основном принципы и методику советского образования и педагогики. Что касается естественных, точных и технических наук, то здесь сохраняется относительно высокий уровень количественного и качественного состояния образования. Изменения здесь незначительны, за исключением невостребованности специалистов в области этих наук, что ведет к “утечке мозгов из республики [5].
Вместе с обновлением в Казахстане также наблюдается резкий спад образовательного уровня населения. Это связано с двумя факторами. Первое, это маргинализация постсоветского общества, которая не могла не затронуть учебные заведения. В результате этого процесса увеличивается число вузов с низким уровнем основного контингента преподавателей и выпускниками, далеко не все из которых умеют грамотно читать и писать. Сегодня среднестатистический преподаватель выглядит даже более убогим по сравнению со студентами, которых он обучает [6, с. 126]. Второе — материальное неблагополучие населения, что является основой полуграмотности и нового витка невежества в обществе.
Небывалый рост количества вузов в 90-х годах привел к тому, что по количеству вузов на один миллион жителей Казахстан опередил Англию, Японию, Германию и Россию. В 2002 году на 1 миллион казахстанцев приходилось 11 вузов. Для сравнения: в Великобритании такое же количество жителей обслуживают 2 высших учебных заведения, в Германии и Японии — 4, а в России — 6. Еще одна негативная тенденция — за десятилетие независимости численность работников в сфере науки сократилась в республике на 52,3%, в то время как количество абитуриентов неуклонно росло [7].
В 1999/2000 учебном году доля учащихся дневных общеобразовательных школ на старшей ступени образования (10-11(12) классы) в общей численности населения, соответствующего по возрасту данному уровню образования, составляет 79,1%. Из общего числа выпускников, получивших свидетельство об окончании основной 9-летней школы, продолжили обучение в профессиональных школах, лицеях и колледжах 6,8%. Ухудшение социально-экономического положения населения привело к тому, что доступность профессионального обучения становится проблематичной для большинства детей и подростков, особенно для детей из малообеспеченных и многодетных семей.
Основной проблемой сферы образования является недостаточное бюджетное финансирование.
Значительно изменилась и структура распределения затрат государственного бюджета по уровням образования. В целом потребность в финансовых средствах организаций образования обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. Следствием этого стало:
– снижение доступности образования для населения, особенно в системах дошкольного воспитания и обучения, начального и среднего профессионального образования;
– обострение проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных и многодетных семей неохваченность их системой образования, отсутствие механизма их обеспечения рабочими местами обусловило рост преступности среди этой категории подростков и молодежи;
– снижение доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями в развитии;
– снижение качества предоставляемых образовательных услуг;
– снижение потенциала системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, ликвидация районных учебно-методических служб, институтов и факультетов повышения квалификации при вузах;
– ухудшение материально-технической базы организаций образования, отсутствие индустрии образования;
– возрастание дефицита учебников и учебно-методических материалов;
– увеличение разрыва в уровне образования между жителями города и села, а также между выпускниками полных и малокомплектных школ;
– нарушение принципа единства систем обучения и воспитания.
В системе высшего профессионального образования увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с академическим сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов.
В подготовке кадров с высшим образованием происходит «вымывание затратных специальностей», в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. Абсолютная часть специалистов заканчивает образование после первой ступени высшего многоуровневого образования, что существенно снижает общий уровень высшего образования в республике.
В системе профессионального образования не уделяется необходимое внимание обучению трудовым навыкам и их совершенствованию. Нет достаточных исследований этой проблемы, на основании которых следовало бы создать условия, обеспечивающие гибкость, обновление и продуктивность образовательного процесса, передачу необходимых умений и навыков, учитывающих требования изменяющегося рынка труда.
Социально-экономическая ситуация в республике обострила проблему занятости подростков и молодежи. Безработица, вынужденное иждивенчество приводит к социальной и трудовой деградации этой категории населения. И как результат — рост преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и других негативных проявлений среди подростков и молодежи.
I.3.3.2. Актуальные тенденции развития.
В разработанном проекте «Концепции развития образования Казахстана до 2015 года», обсуждение которого должно начаться в парламенте в феврале, предлагаются принципиально новые подходы в сфере высшего и послевузовского образования, переход на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации — бакалавр — магистр — доктор Ph.D. Высшее образование будет осуществляться через бакалаврские программы, которые позволяют готовить специалистов новой модели, адаптированных к быстро меняющимся условиям производства и рынка. В послевузовское образование будет включена подготовка магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным гибким программам для научной и производственной сфер деятельности. Вторая ступень послевузовского образования предусматривает докторские программы Ph.D и сочетает оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Подготовка специалистов новой формации будет осуществляться по модели, соответствующей Болонской декларации о европейском регионе высшего образования и международной стандартной классификации образования. Реформирование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров предполагает параллельное хождение ученых степеней кандидатов, докторов наук и докторов философии (PhD). После принятия новой концепции университеты могут взять на себя функции по присуждению научных степеней.
Еще одним нововведением в системе высшего образования станет переход на кредитную форму обучения. Теперь студенты смогут выбирать не только университет, специальность, но и около 50% предметов учебной программы и преподавателей.
Реализация концепции в случае ее принятия, считают ученые и ректоры вузов, потребует в ближайшей перспективе кардинальной переработки стандартов образования всех уровней, подготовки нового поколения научных и педагогических кадров, внедрения системы менеджмента и контроля качества, дальнейшей демократизации всей системы образования [8].
Как считает первый вице-министр образования и науки Геннадий Гамарник, «сегодня формируется новая национальная доктрина образования, учитывающая современные мировые тенденции и достижения. Одна из задач концепции — возродить на новом уровне приоритетные достоинства прежней советской системы: высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов; способность готовить кадры по самым разнообразным направлениям науки и производства; достаточное учебно-методическое обеспечение всех уровней образования; уникальная система организации воспитательного процесса. Все это позволит синтезировать отечественную систему образования и новую национальную модель образования, основанную на международных инновационных введениях» [9].
I.3.3.3. Анализ проблем высшего образования
С 2001 года введен Классификатор направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, переработанный в сторону укрупнения специальностей и содержащий 274 наименования специальностей по 43 группам. Классификатор в дальнейшем будет приводиться к международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО государствам, подписавшим Лиссабонскую Конвенцию. В вузах при наличии соответствующих лицензий могут реализовываться образовательные программы среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Граждане, имеющие высшее профессиональное образование, могут получить на платной основе второе высшее профессиональное образование в сокращенные сроки. В республике действует около 300 гражданских вузов и филиалов, из которых 36 государственных, 14 акционерных обществ, 3 международных, 114 частных и 119 филиалов с общим контингентом студентов около 570 тысяч. Это свидетельствует о создании рынка образовательных услуг. Разработана Концепция развития системы высшего профессионального образования, устанавливающая приоритеты его развития в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Происходит децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.
Кардинально изменились принципы приема в вузы. С 1999 года осуществлен переход на новую модель формирования студенческого контингента вузов на основе государственного образовательного заказа. Госзаказ реализуется путем предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов. Суть новой модели заключается в том,что все абитуриенты сдают вступительные экзамены методом комплексного тестирования и участвуют в конкурсе на выбранную ими специальность в целом по республике. Государственные образовательные гранты и кредиты предоставляются конкретным лицам, прошедшим конкурсный отбор. Будущий студент — обладатель гранта или кредита, сам выбирает вуз, в котором осуществляется подготовка по избранной им специальности. Изменился и механизм финансирования подготовки специалистов с высшим образованием — бюджетные средства выделяются конкретным лицам, а не вузу.
Для проведения комплексного тестирования был создан единый независимый от вузов орган — Республиканский центр тестирования (ныне Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования). В 2000 году осуществлен переход ко второму этапу новой модели формирования студенческого контингента, которая получила распространение на все формы обучения в государственных и негосударственных вузах, прошедших государственную аттестацию.
Основной целью второго этапа являлось углубление успехов, достигнутых при внедрении первого этапа, а также размещение госзаказа и в негосударственных вузах, прошедших государственную аттестацию. Абитуриентам предоставлено право участвовать в конкурсе сразу на несколько специальностей, что дает возможность более полного отбора наиболее подготовленной молодежи. Дальнейшее совершенствование элементов новой модели выразилось в том, что комплексное тестирование проходили абитуриенты, поступающие во все вузы, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, в т.ч. и негражданские. Установлены единые требования для всех абитуриентов – сдача вступительных экзаменов методом комплексного тестирования по единым тестовым заданиям и технологии, разработанной Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования и утвержденной Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации как государственный стандарт.
Изменена структура госзаказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Начиная с 2001/2002 учебного года, госзаказ формируется на основании заявок отраслей экономики, в нем предусмотрена подготовка бакалавров, специалистов с высшим профессиональным образованием и магистров. Гражданам, имеющим среднее профессиональное образование и поступающим на родственные специальности, выделяются места для обучения по сокращенным образовательным программам. Как показали итоги, данная модель оказала позитивное влияние на качество набора студентов, а стало быть, и на качество подготовки специалистов в целом. В 2002 году число абитуриентов увеличилось по сравнению с 1999 годом в 3 раза. Конкурс составил 5 человек на одно место. Эта рекордная для Казахстана цифра свидетельствует о растущем доверии абитуриентов и их родителей к новым принципам приема в вузы. Таким образом,осуществлен поэтапный переход на новую модель формирования студенческого контингента вузов, и результаты четырех лет показали состоятельность и эффективность этой модели, создали предпосылки для ее дальнейшего распространения [10].
Сейчас вузы Казахстана переходят к новой кредитной системе обучения, которая призвана освежить десятилетиями не менявшийся цикл вузовской подготовки лекция — семинар — экзамен. В Казахстане по кредитной технологии уже год готовят магистров. С начала нового учебного сезона Министерство образования планирует внедрить систему в бакалавриате. В Министерстве образования считают, что кредитная технология — одна из самых прогрессивных моделей образования, которая отвечает требованиям подготовки кадров для современного общества. До конца года система будет внедрена в каждом вузе страны.
В 2004 году впервые будет проведена тестовая проверка знаний учащихся вторых и третьих курсов для текущего мониторинга качества подготовки специалистов. Данная мера, как и недавнее введение нижнего порога в 40 баллов для поступления в вузы, — преграда для проникновения в институты и университеты неподготовленной молодежи. Ведь ни для кого не секрет, что в период становления независимости в Казахстане вузы массово выпускали слабо подготовленных специалистов [11].