Навешивание ярлыков на учащихся
Рекомендации классным руководителям, предметникам
«Эмоциональные проблемы детей.
Навешивание ярлыков на учащихся»
Не все учителя, наверное, согласятся с тем, что они навешивают ярлыки и часто ставят оценки по инерции. Это не просто заметить за собой, признать и самое трудное — изменить.
Афоризм нашего времени: ученик предполагает, а учитель располагает.
Диалоги, подслушанные в школе:
— Садись, три!
— Но почему три? Я же хорошо отвечал.
— Три и всё! Ты просто не можешь знать на четыре.
2.
— Так, Иванов, как же это ты умудрился контрольную на четыре написать?
— Я готовился, Марь Иванна.
— Ты мне зубы не заговаривай. Готовился он! Я всё про тебя знаю. С Петровым сидел — у него и списал.
— Нет, Марь Иванна, у нас же разные варианты.
— А, ну тогда у Сидоровой списал. Она как раз за тобой сидела, на твоём
варианте.
— Да нет же, Марь Иванна, я сам!
— Перестань врать, Иванов. Ты же двоечник беспросветный. Ты сам ничего не
в состоянии решить.
— Ну, кто из вас стул сломал? (Молчание). Я-то знаю! Это Ваня, конечно.
— А почему сразу я? Я не ломал.
— Ты, ты. Не отпирайся!
— Ну почему я? Не делал я этого!
— Потому что ты — хулиган. Это всем известно.
— Где Кузнецов? Почему он отсутствует?
— Он к зубному врачу пошёл. У него зуб разболелся.
— Знаю я эти его болезни. Ничего у него не болит. Халтурщик и прогульщик он!
Надо будет позвонить родителям и выяснить, почему его сегодня нет.
Да, подобные диалоги, к сожалению, нередко можно услышать в школьных стенах. Как только мы с вами, уважаемые учителя, решили, что Маша — отличница, Петя — двоечник, а Витя — хулиган, нас трудно разубедить в обратном. Мы в Маше видим только отличницу, в Пете только двоечника, а Витя для нас — всегда хулиган.
Несколько ситуаций из школьной жизни:
Ситуация №1. Учитель проверяет письменные работы. У Юли и Миши — одинаковое количество ошибок, но Юля получает «четыре», ведь она — стабильная хорошистка, а Миша — «три», т.к. он всегда был троечником.
Ситуация №2. Фронтальный опрос на уроке. Учитель задаёт разные вопросы, ребята тянут руки и отвечают на них по очереди. В конце урока учитель объявляет оценки и оказывается, что у всех отличников — «5», даже у тех, кто открыл рот всего 1-2 раза; у всех хорошистов — «4»; а у троечников, естественно, «3».
Ситуация №3. Из месяца в месяц, из года в год все ответственные и самые интересные поручения дают одним и тем же ребятам. Главные роли в школьных спектаклях достаются негласно признанным «артистам».
Навешивание ярлыков на учащихся настолько прочно вошло в нашу школьную жизнь, что мы, учителя, даже не задумываемся над этим и не замечаем этого. Сначала ребёнок обижается, сопротивляется, пытается бороться. Потом постепенно смиряется и ведёт себя соответственно прикреплённому ему ярлыку, чего мы, взрослые, от него и ожидаем.
*Like teacher, like pupil. Каков учитель, таков и ученик. (Английская поговорка).
Ярлыки удобны учителю при оценивании учащихся — не надо долго думать, что кому поставить, почти всё определено заранее. Также и с ответственными поручениями и ролями. Зачем учить кого-то, чтобы он смог это выполнить, когда есть «проверенные» люди.
Навешивая незаметно для себя ярлыки на учащихся, мы не оставляем детям возможностей для личностного роста, мы не позволяем им проявить и выразить себя, подняться на следующую более высокую ступень личного развития. А, следовало бы помогать этому, а не препятствовать.
Оказывается, так легко в нашей школе стать троечником, а вырваться потом в хорошисты очень сложно. Как трудно нам, учителям, рассмотреть личностный рост ученика, увидеть его взросление и отбросить прикреплённый когда-то нами же к нему ярлык. Я задумалась над этим после нескольких небольших эпизодов, произошедших со мной и моими учениками.
Эпизод №1. Мы с отобранными мной ребятами готовились к районной олимпиаде по английскому языку. Для участия в ней моих учеников было заявлено пять человек. Важно было количество учащихся, фамилии никто не фиксировал. И вдруг один ученик заболел перед самой олимпиадой. Нужна была срочная замена. Я точно знала, что неподготовленный ученик хороших результатов не покажет, поэтому решила выбрать ученика, который просто близко живёт к той школе, где должна была проходить олимпиада. Посмотрев по журналу адреса учащихся, я остановила свой выбор на Марине, тихой спокойной девочке, которую я всегда считала нетвёрдой хорошисткой. На перемене я подозвала Марину и объяснила ей, что надо идти на олимпиаду. Но я не стала ей говорить, что мой выбор был сделан исключительно по месту жительства девочки. Я сказала, что последнее время она стала работать лучше, и я в неё верю, что она очень способная девочка, нужно лишь побольше уверенности в себе. Марина так обрадовалась. Я ей честно сказала, что на высокий результат рассчитывать рано, её задача на данном этапе — ознакомиться с самой процедурой олимпиады и приобрести опыт в этом деле. Марина не завоевала никаких дипломов. Но я почувствовала, как преобразилась девочка после олимпиады. Через некоторое время она вышла на одни «пятёрки» по моему предмету. А я-то всё время её считала нестабильной хорошисткой и вообще не очень замечала. Наверное, Марина чувствовала, что я в неё не верила. И было достаточно всего лишь раз послать её на олимпиаду, тем самым показав, что я в неё верю, чтобы всё изменилось. А если бы я её тогда не послала (по чистой случайности, кстати) на олимпиаду?
Эпизод №2. Были у меня как-то в одной группе два Сергея — Овчинников и Овсянников. Один — рассеянный троечник, другой — способный отличник. Это я их так определила. После родительского собрания подошли ко мне как-то родители одного Сергея. Я к этому времени ещё не очень хорошо запомнила детей и путала этих двух мальчиков. Однако ярлыки на детей я навесить уже успела: один — троечник, другой — отличник. И начала я родителям хвалить Сергея-отличника. А, как оказалось, со мной разговаривали родители Сергея-троечника. Дома они, видимо, рассказали мальчику, как я его хвалила и называла очень способным учеником. Спустя некоторое время, Сергей-троечник стал твёрдым хорошистом и вообще увлёкся английским языком. А если бы я тогда не перепутала этих двух мальчиков?
Эпизод №3. Я всегда считала Петю тихоней, застенчивым мальчиком и, вообще, человеком, не способным ничего организовать с одноклассниками. Я определила, что этот ребёнок — со способностями ниже среднего и ничего интересного ему не поручала. Как-то ребята этого класса пригласили меня на свой классный вечер, посвящённый окончанию учебного года. Вечер был чудесный. Но каково же было моё изумление, когда я поняла, что душой всей компании, организатором выступлений ребят был Петя-тихоня. Он, как оказалось, прекрасно играл на гитаре, организовал в классе целую вокальную группу, которая была стержнем всего сценария заключительного вечера. Петя не был ведущим на сцене, но всё как-то замыкалось на нём. То кивком головы, то негромкой репликой он вёл вечер из-за кулис, правда, занавеса в классе не было. Я увидела мальчика другими глазами и поняла, что совершенно неверно его воспринимала и оценивала. Оказывается, у него было всего две «тройки» — по физкультуре и по английскому языку. Трудно давался Пете мой предмет. Потом, кстати, эта группа стала у меня самой поющей группой. Мы разучивали с ребятами разные английские и американские песни и пели их прямо на уроках. А я даже выступила на школьном методическом совещании с докладом «Английский язык — через песни».
*Давайте доверять доверие нашим ученикам и развивать их развитие, а не придираться к ним придирками!
Всё-таки оценка, выставляемая учителем, во многом остаётся субъективной. Мы, может быть, на подсознательном уровне подтасовываем результаты, сами в этом себе не признаваясь. Не все учителя, наверное, согласятся с тем, что они навешивают ярлыки и часто ставят оценки по инерции. Это не просто заметить за собой, признать и самое трудное — изменить.
* Мы уверены в том, что учитель ученика видит издалека. Но в правильном ли свете он его видит?
Нам нужны хорошо продуманные, точно разработанные, конкретные критерии оценивания учащихся. Наверное, уже хватит ставить оценки по весьма расплывчатому и нечёткому критерию «за работу на уроке». Тесты во многом облегчают работу учителя по оцениванию учащихся и приближаются к объективности. Но тесты, в основном, разработаны для конечного этапа обучения, а нужны и промежуточные — с точными критериями оценивания. Хорошо бы вообще снять с учителя функцию «оценивателя», а детей отучить работать только за оценку.
Для снятия ярлыков с ребёнка можно воспользоваться несколькими методами.
Метод №1. «Адвокат», или «Учитель, защити ребёнка от себя»
Рассуждаем примерно следующим образом:
Обвинитель: Вася — хулиган.
Адвокат: Вася — вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают «шустриками» и «мямликами». Так вот Вася — «шустрик». Он не может долго сидеть на одном месте. Он — очень подвижный ребёнок. На уроках он постоянно крутится и поворачивается, тем самым снимая накапливающееся утомление. На переменах он всё время бегает, что-то роняет, кого-то задевает. Молодому растущему организму нужны физические упражнения, и это естественно. Он часто что-то разбивает, ломает, задевает своих одноклассников. Так это — неловкость движений, свойственная подростковому возрасту. Руки и ноги вытянулись, а он ещё не научился управлять своим телом.
Метод №2. «Зачем-почему метод», или Докапывание до истины
Можно задавать огромное количество вопросов самому себе, чтобы попытаться докопаться до истины.
Саша — грубиян. (Это — мой ярлык, повешенный на ребёнка.)
А почему он мне грубит? — Потому что он — грубиян.
А почему он грубиян именно со мной? — Потому что не хочет учить английский язык.
Почему он не хочет учить английский язык? — Потому что ему трудно это даётся.
Почему ему это трудно? — У нас очень сложная программа.
А почему она для него сложна? — Упущен ранний период развития ребёнка. В раннем детстве родители с ним не занимались.
А ребёнок в этом виноват? — Нет.
Почему же я нервничаю? — Потому что я в этом не виновата тоже, а требования к результатам моего труда — очень высокие.
Так хватит искать виноватых! Что я могу сделать в данной ситуации? — …
Метод №3. «Найди ошибки в себе», или «Остановись, подумай!»
Рассуждаем: Это я не разглядела Петю. Это я не пою песен с детьми на уроках. Это мои уроки слишком академичны, трудны для восприятия детей и часто скучны. Но я могу измениться. И тогда мои ученики изменятся тоже.
И далее пользуемся методом №4.
Метод №4. «Даём ребёнку много шансов»
Моё восприятие Пети: Он — застенчивый тихоня, ему ничего нельзя поручить, он не справится.
Вопрос: Что я могу сделать (делать), чтобы Петя не был таким?
И надо это делать и делать бесконечно. Надо не просто Пете дать шанс, а давать ему постоянно огромное количество самых разных шансов.
Метод №5. «Минусы и плюсы»
Отмечая отрицательное, надо найти в ребёнке и что-то положительное. Итак, найди в ученике не только минусы, но и плюсы.
Нужно отказаться от обобщений и тотальных выводов. Если ученик два-три раза получил «двойку» — это не значит, что он — двоечник, «тупой» и «беспросветный» на всю оставшуюся школьную жизнь. Давайте попробуем оспорить сами перед собой собственные ярлыки, повешенные на учащихся.
*Просто советы:
Копайтесь и докапывайтесь!
Думайте и додумывайтесь!
Ищите и находите!
Корректируйте и скорректируйте!
Помогайте и помогите!
Защищайте и защитите!
Понимайте и поймите!
Самое сложное — проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а не преувеличивать последствия разового отрицательного события. Надо помнить, что часто мы видим лишь одну сторону ребёнка, какую-то часть его личности. Это — как айсберг, многое скрыто от наших глаз. А судим мы обо всей личности в целом, обобщаем, мыслим тотально, делаем глобальные выводы.
Афоризм нашего времени: если ученик не идёт к учителю, то учитель идёт к ученику.