Рекомендации учителям 1-х классов
Рекомендации психолога учителям 1класс по изучению детей младшего школьного возраста
Анализ трудностей обучения 1-классников в период адаптации
Таблица
№ п\п | Показатели низкого уровня школьной зрелости ребенка | Методы изучения | Типичные проявления |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Отклонения в соматическом и нервно-психическом здоровье.
а) наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечно-сосудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата. б) наличие признаков детский нервности. в) болезненность. |
Анализ медицинской карты ребенка, беседы с медицинским работником детского сада, с родителями. Непосредственные наблюдения за ребенком в процессе учебных занятий, особенно при выполнении работ, требующих внимания, сосредоточенности, умственного напряжения. | Высокая утомляемость ребенка, пониженная активность, тревожность, раздражительность, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность или, плаксивость, упрямство, драчливость.
Головные боли, головокружения, плохой аппетит, тошнота, беспричинный подъем температуры, непереносимость резких звуков, жары. Духоты, холода; потливость, аллергические реакции; недержание мочи, кала. Нарушение сна, страх темноты, одиночества, др. болезненные проявления; частая заболеваемость (более 4 раз в году). |
2. | Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе
а) нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации; б) недостаточная организованность и ответственность ребенка, неумение общаться, адекватно вести себя.
в) низкая познавательная активность; г) ограниченность кругозора; низкий уровень развития речи. |
Наблюдения за ребенком в свободном общении, в игровой и учебной ситуации, в других видах организованной деятельности.
Беседы с ребенком и его родителями. Организация сюжетных игр со школьной тематикой, тематических игр, что я знаю о нашем городе, о нашей стране, о животных, растениях, моя семья.
Анализ речевой деятельности ребенка (свободных высказываний, рассказов на заданную тему, описаний объектов, явлений или их изображений). |
а) нежелание идти в школу, отсутствие интереса к учебным занятиям, устойчивое предпочтение им игровых видов деятельности;
б) нарушение принятых мер общения в основных его сферах: в общении со сверстниками и с воспитателем; не получается нормального взаимодействия со сверстниками: ребенка постоянно обижают, он беззащитен, избегает ситуаций совместной деятельности, замкнут, чрезмерно застенчив или наоборот, сам является постоянным источником конфликтов, все делает наоборот и назло, не способен к сотрудничеству, не понимает социальную позицию воспитателя, отношения с ним строятся или по моделям общения со сверстниками, или с родителями, близкими родственниками; социальную позицию воспитателя понимает, но избегает прямых контактов с ним, застенчив, замкнут. Неорганизованность. Безответственность: ребенок не умеет вести себя в группе, соотносит свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях, не переживает по поводу того, что он не выполнил обещанного; в) Низкий уровень или отсутствие любознательности, желания узнать как можно больше о том, что окружает, о чем слышал от взрослых, по радио, по телевизору (ребенок мало задает вопросов, его ничего не интересует); г) Бедность, отрывочность, бессистемность знаний и представлений об окружающем (о стране, городе, селе, в котором живет, о животных и растениях, временах года); д) Заметные затруднения в речевой деятельности (бедность языковых форм, ограниченность лексического запаса, наличие аграмматических фраз; ребенок почти не использует в своей речи предложения, произносит лишь отдельные слова, испытывает большие трудности при характеристике объекта, явления, при рассказе по картинке). |
3. | Несформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности.
а) недостаточная сформированность интеллектуальных умений (умений смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать учебную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, классифицировать); б) слабая произвольность деятельности, недоразвитие произвольного внимания; в) недостаточный уровень развития мелких мышц руки; г) несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия, координации – рука, глаз; д) низкий уровень развития фонематического слуха. |
Наблюдения за ребенком во время учебных, музыкальных, физкультурных занятий, игр, в свободной деятельности. Анализ продуктов его творческой и учебной деятельности (рисунков, поделок из пластилина и других материалов, изделий из конструктора, результатов выполнения учебных заданий).
Организация выполнения детьми специальных диагностических заданий. |
а) трудности при выполнении заданий, направленных на анализ, сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей и закономерностей, классификацию (ребенок самостоятельно не может дать адекватного названия прослушанному тексту или изображению, правильно ответить на вопросы, что изображено, о чем рассказывается. Передает содержание увиденного, услышанного с искажением существенных связей и зависимостей. Плохо разгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц. На низком уровне выполняет диагностические задания по определению готовности к обучению в школе;
б) Неумение сосредоточиться при выполнении учебных и игровых заданий, удержать поставленную задачу, довести решение до конца, критически оценить полученный результат, самостоятельно найти и исправить ошибки; в) трудности работы руками: с карандашом, ножницами, пластилином и, как следствие этого, плохое качество рисунков, поделок ребенка; г) плохая ориентировка при восприятии наглядных изображений, схем, трудности в определении пространственных взаимоотношений геометрических линий и фигур, в переносе зрительного образа воспринятого на расстоянии, на бумагу; д) неправильная речь, искажения при воспроизведении простой мелодии, прохлопанного ритма.
|