Рекомендации учителям 1-х классов

Рекомендации учителям 1-х классов

Рекомендации психолога учителям 1класс по изучению детей младшего школьного возраста

 Анализ трудностей обучения 1-классников в период адаптации

Таблица

№ п\п Показатели низкого уровня школьной зрелости ребенка Методы изучения Типичные проявления
1 2 3 4
1. Отклонения в соматическом и нервно-психическом здоровье.

а) наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечно-сосудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата.

б) наличие признаков детский нервности.

в) болезненность.

Анализ медицинской карты ребенка, беседы с медицинским работником детского сада, с родителями. Непосредственные наблюдения за ребенком в процессе учебных занятий, особенно при выполнении работ, требующих внимания, сосредоточенности, умственного напряжения. Высокая утомляемость ребенка, пониженная активность, тревожность, раздражительность, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность или, плаксивость, упрямство, драчливость.

Головные боли, головокружения, плохой аппетит, тошнота, беспричинный подъем температуры, непереносимость резких звуков, жары. Духоты, холода; потливость, аллергические реакции;  недержание мочи, кала. Нарушение сна, страх темноты, одиночества, др. болезненные проявления; частая заболеваемость (более 4 раз в году).

2. Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе

а) нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации;

б) недостаточная организованность и ответственность ребенка, неумение общаться, адекватно вести себя.

 

 

 

 

 

 

 

в) низкая познавательная активность;

г) ограниченность кругозора;

низкий уровень развития речи.

Наблюдения за ребенком в свободном общении, в игровой и учебной ситуации, в других видах организованной деятельности.

Беседы с ребенком и его родителями. Организация сюжетных игр со школьной тематикой, тематических игр, что я знаю  о нашем городе, о нашей стране, о животных, растениях, моя семья.

 

 

 

 

 

Анализ речевой деятельности ребенка (свободных высказываний, рассказов на заданную тему, описаний объектов, явлений или их изображений).

а) нежелание идти в школу, отсутствие интереса к учебным занятиям, устойчивое предпочтение им игровых видов деятельности;

б) нарушение принятых мер общения в основных его сферах: в общении со сверстниками и с воспитателем;

не получается нормального взаимодействия со сверстниками: ребенка постоянно обижают, он беззащитен, избегает ситуаций совместной деятельности, замкнут, чрезмерно застенчив или наоборот, сам является постоянным источником конфликтов, все делает наоборот и назло, не способен к сотрудничеству, не понимает социальную позицию воспитателя, отношения с ним строятся или по моделям общения со сверстниками, или с родителями, близкими родственниками; социальную позицию воспитателя понимает, но избегает прямых контактов с ним, застенчив, замкнут.

Неорганизованность. Безответственность: ребенок не умеет вести себя в группе, соотносит свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях,

не переживает по поводу того, что он не выполнил обещанного;

в) Низкий уровень или отсутствие любознательности, желания узнать как можно больше о том, что окружает, о чем слышал от взрослых, по радио, по телевизору (ребенок мало задает вопросов, его ничего не интересует);

г) Бедность, отрывочность, бессистемность знаний и представлений об окружающем (о стране, городе, селе, в котором живет, о животных и растениях, временах года);

д) Заметные  затруднения в речевой деятельности (бедность языковых форм, ограниченность лексического запаса, наличие аграмматических фраз; ребенок почти не использует в своей речи предложения, произносит лишь отдельные слова, испытывает большие трудности при характеристике объекта, явления, при рассказе по картинке).

3. Несформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности.

а) недостаточная сформированность интеллектуальных умений (умений смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать учебную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, классифицировать);

б) слабая произвольность деятельности, недоразвитие произвольного внимания;

в) недостаточный уровень развития мелких мышц руки;

г) несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия, координации – рука, глаз;

д) низкий уровень развития фонематического слуха.

Наблюдения за ребенком во время учебных, музыкальных, физкультурных занятий, игр, в свободной деятельности. Анализ продуктов его творческой и учебной деятельности (рисунков, поделок из пластилина и других материалов, изделий из конструктора, результатов выполнения учебных заданий).

Организация выполнения детьми специальных диагностических заданий.

а) трудности при выполнении заданий, направленных на анализ, сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей и закономерностей, классификацию (ребенок самостоятельно не может дать адекватного названия прослушанному тексту или изображению, правильно ответить на вопросы, что изображено, о чем рассказывается. Передает содержание увиденного, услышанного с искажением существенных связей и зависимостей. Плохо разгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц. На низком уровне выполняет диагностические задания по определению готовности к обучению в школе;

б) Неумение сосредоточиться при выполнении учебных и игровых заданий, удержать поставленную задачу, довести решение до конца, критически оценить полученный результат, самостоятельно найти и исправить ошибки;

в) трудности работы руками: с карандашом, ножницами, пластилином и, как следствие этого, плохое качество рисунков, поделок ребенка;

г) плохая ориентировка при восприятии наглядных изображений, схем, трудности в определении пространственных взаимоотношений геометрических линий и фигур, в переносе зрительного образа воспринятого на расстоянии, на бумагу;

д) неправильная речь, искажения при воспроизведении простой мелодии, прохлопанного ритма.

 

 

Обсуждение закрыто.